Готовы ли беларусы к полигамии

Секс • Ирина Михно

Тема разрешения на свободные отношения и даже брак с любым количеством партнеров сейчас очень актуальна в западных СМИ. Но полигамия и полиамория легализуется не только в мусульманских странах и означает вовсе не только многожёнство. Готовы ли беларусы к свободной любви или моногамные отношения записаны в наши гены? Смотрим на ситуацию с двух сторон: мужской и женской, беларуской и европейской.

«Против». Патриархальная версия минского психолога и гештальт-тренера Андрея Метельского

(Примечание от редакции: этот материал мог состоять только из интервью с Андреем Метельским, но его точка зрения оказалась очень дискусионной. Поэтому ниже в тексте вы найдёте взгляд на полигамию с другой стороны).

KYKY: Расскажите про историю моногамии: все началось с того, что животные стремились защитить свое потомство, поэтому держались за одного партнера?

Андрей Метельский: Если брать животное начало, все мы полигамны. Самцы особенно, так как у них есть неосознанное стремление оплодотворить как можно больше самок. Репродуктивная система мужчин устроена таким образом, что позволяет сперматозоидам каждый месяц обновляться. Интересный факт, из-за того, что жизненный опыт, безусловно, откладывается в генах, доказано: чем старше отец, тем умнее его ребенок.

Перейдем к моногамии. Не скажу, когда точно, но уже очень давно славянская культурная система стала такой, где моногамия была, есть и, вероятнее всего, будет. Все от христианства пошло, когда церковь взяла на себя контроль за брак в виде венчания и невозможности развода. До этого царила абсолютная полигамия: бани, туалеты были общими, отмечали праздники типа Ивана Купалы.

KYKY: То есть моногамия – «традиция», заложенная в культурном коде?

А.М.: Я бы даже сказал, эгрегор. Например, в Европе ценность института семьи целенаправленно принижают постоянной рекламой однополых, гостевых, гражданских браков, что стимулирует развитие полигамии. Я считаю, в таких семьях дать ребенку правильные примеры моделей поведения, что мужских, что женских, сложно. Кстати, в последнее время мы часто можем наблюдать мужской инфантилизм: думаете это женщинам нужна печать в паспорте? Нет, как раз мужчинам – казалось бы обычная бумажка дает им понять, что они взяли на себя реальную ответственность. Это материализация намерения, утверждение, что уйти теперь будет сложно.

KYKY: Есть теория, что Беларусь начинает отклоняться от культуры коллективизма в сторону индивидуализма, что тоже способствует развитию полигамии. Согласны с этим?

А.М.: Чтобы население массово начало продвигать какую-либо идею, нужно, чтобы хотя бы 2% этого населения начало ее активно поддерживать. Я не вижу даже этих двух процентов. То, что молодые люди могут позволить себе «детские» развлечения, в которых также получают некий опыт общения, ровно ничего не значит. Они просто ведутся на вседозволенность, которую часто выбирают благодаря активной пропаганде в СМИ. У меня есть 28-летний сын, поэтому я регулярно общаюсь со «следующим» поколением и не вижу у него стремления к полигамии. Наоборот, в их мировоззрении прослеживается очень четкая моногамия, четкая ценность семьи. Может, у меня фокус не тот, с репрезентативной выборкой я не общался. Но опять же, они – накипь, не основа.

Фото: Bob Carlos Clarke

KYKY: Понятие полигамия отрицательное или все же положительное?

А.М.: Для женщин полигамия – вещь плохая, особенно на психологическом уровне. Множество партнеров размывают ее энергетический кокон, вырастает риск рождения больного потомства. Для мужчины это хорошо на биологическом уровне, но также разрушительно с точки зрения психологии. Любой психолог вам скажет: большое количество партнеров у человека – страх близких, эмоциональных отношений. Как только подобные вырисовываются, человек убегает к другому партнеру. Все остальное вроде желания самоутвердиться за счет секса или стать более уверенным – лишь производные этого страха. Отсюда и безумное количество нынче модных курсов пикапа.

KYKY: За последние пять лет количество браков в Беларуси снизилось с 87 тысяч до 66, но количество разводов только с 36 до 32 тысяч. Беларусы не умеют строить отношения или все же есть в стране намек на полигамию?

А.М.: Конечно, отношения строить не умеют. Есть заколдованный круг: многие растут в неполных семьях, не получают модели поведения, соответственно, заводя свою собственную ячейку, не знают, как себя вести.

Будь моя воля, я бы перед каждой росписью жениха и невесту отправлял на трехмесячные курсы по семейным отношениям.

А учитывая наше тоталитарное государство, подобная практика может осуществляться в приказном порядке: не прошел тренинг – штамп не получишь (смеется). Перед браком человек должен обязательно пройти курс, чтобы понять, как правильно выстраивать общение, узнать про гештальтизм, психоанализ, телесные уроки, духовные, медитативную практику. 

KYKY: Кроме инфантилизма, есть еще основные причины разводов у беларусов?

А.М.: Люди часто находят себе партнеров со схожими скелетами в шкафу – это проблемы, которые человек чаще всего даже не осознает. Например, недолюбили его в детстве, и на бессознательном уровне он думает: «Пойду, найду себе такую же, недолюбленную». Находит, они заключают брак и оба ждут друг от друга поддержки. А где ее взять, если оба делать этого не умеют? Плюс, кризисы среднего возраста или критические дни у женщин. В определенный период цикла женщина даже может изменить партнеру, но не придать этому значения. Есть же статистика, что треть мужчин во всем СНГ воспитывают не своих детей, не подозревая об этом, причем сами женщины тоже могут об отцовстве не знать.

Еще одна причина – молодой возраст брачующихся. Семья – это взаимоподдержка, взаиморазвитие и качественный секс, больше ничего там нет. А ценность молодости – в саморазвитии, но зачастую партнеры не могут строить карьеру одновременно, поэтому либо кто-то из пары уходит, либо уступает. Получается пара, где один супруг развивается, достигает определенных успехов и понимает, что его «половинка» все еще просто домохозяйка или парень, который продолжает играть на гитаре под подъездом. Карьеристу становится скучно, и он уходит.

Кстати, очень частая история, которая началась со времен перестройки: семья, в которой жена-домохозяйка пошла на подработку в условный «Орифлейм», начала хорошо зарабатывать и построила свой бизнес, пока ее муж сидел на заводе и гнобил ее за успехи.

Поэтому в нашей культуре есть одно важное условие брака – муж по возможности должен быть примерно на десять лет старше жены. Именно в таком возрастном соотношении женщина скорее всего получит самореализовавшегося мужчину, который способен ее поддерживать. Это не я придумал, это физика, человеческое бессознательное, в котором мужчина – форма, женщина – энергия, хаос, болтающийся между небом и землей. Ей нужен партнер, чтобы заземлиться, стать устойчивее.

KYKY: Вы действительно считаете, что эта философия применима в современном мире, где многие женщины борются за свои права?

А.М.: Феминизация – полная ерунда. Есть у меня знакомая феминистка, она раньше в Америке жила и была лидером огромного феминистического движения. Потом в Питер переехала, познакомилась с настоящим моряком и вышла за него замуж. Сейчас у нее по дому бегает девять детей. Недавно спросил ее, мол, как там твой феминизм – она послала его и сказала, что нашла настоящее счастье. Как я говорил, у женщины было много энергии, но не было возможности ее потратить – ей встретился толковый мужчина и дал нужную форму. У многих инфантилов ее нет, отсюда и измены, и разводы.

KYKY: Подводя итог, моногамия, по вашей версии, – это хорошо и она в Беларуси не умерла?

А.М.: С точки зрения психологии, моногамия – это признак здоровых отношений, полигамия – клинический случай, который стоит лечить. Наш эгрегор, пожалуй, самый сильный на земле и сломать его влияние в случае в полигамией, которая процветает в Европе, не получится. Почему так популярна сказка о Гарри Поттере? Людям хочется верить в чудо, хочется думать, что если взрослые будут вести «свободную» жизнь, их дети сами по себе станут счастливыми семьянинами. Но это не так. Нужно быть примером для ребенка и передавать ему правильные модели поведения.

«За». Новые тендеции европейских отношений по версии блогера U C Alison

(Примечание от редакции: нашей целью было найти оппозиционное или просто иное мнение среди западной прессы или блогов. Мы искали историю, наполненную жизненным опытом, поэтому приводим перевод именно этого текста).

«Несколько лет назад я разговаривала с другом, который искал партнера, который мог бы быть третьим. «Третьим в чем?» – задалась вопросом я. Он объяснил, что ищет партнера в свой консенсуальный брак, успокоил меня, что это решение принималось в полном согласии со всеми «вовлеченными сторонами» и не похоже на жажду просто завести роман на стороне. Я была удивлена, что люди открыто живут такими браками, но еще больше меня удивило, что существует фактическое определение таких союзов.

Мне когда-то говорили, что если появляется потребность в ком-то другом, кроме человека, с которым вы вместе, то этот партнер просто больше не удовлетворяет вас. Но по мере того, как мы развиваемся вместе, мы учимся понимать потребности друг друга, хотя часто с приходом зрелости осознаем разницу. У пары возникают разные потребности и желания – разве это не означает, что вы больше не совместимы? Можно ли завести друга, но потерять любовника?

В современном обществе свобода любви, по-видимому, действительно победила. Свингеры, полигамия, полиаморы… Свинг описывается как обмен партнерами и является немоногамным поведением, в котором синглы и партнеры участвуют в сексуальной активности с другими людьми. Полигамия – это практика одновременного брака с несколькими людьми, обычно с женами. Ну а полиамория – это философия, состояние любви или романтического общения с несколькими людьми одновременно.

Вопрос, который снова и снова возникает у меня в голове: не связаны ли такие отношения с актом распущенности? Многие статьи, которые я рассматривала по этому вопросу, описывают полиаморию как честную, ответственную, этическую философию и практику любви к нескольким людям одновременно. Слово «полигамия» происходит из Греции, его перевод означает «часто состоящий в браке», то есть брак может быть не только с двумя партнерами. Свинг – это образ жизни, где сексуальные отношения происходят за пределами установленной пары. Свингеры склонны воздерживаться от романтических привязанностей со своими сторонними партнерами, именно этим они отличаются от полиаморов. Обычно под промискуитетом мы имеем ввиду случайный секс (часто с разными партнерами) или неизбирательный выбор сексуальных партнеров.

А все эти полиаморальные отношения – это желание участвовать в сексуальном контакте с более чем одним человеком за раз. И это уже совсем другая история.

Получается, 21-й век разбивает все прошлые предрассудки? Традиционные отношения продолжают увеличивать темпы разводов. Сексуальная революция, которую пропагандировали 1960-е и 70-е, дала толчок последователям свободной любви без обязательств или границ.

В царство «свободной любви» уже вошли даже серьезные отношения и браки, но они по-прежнему используют предыдущий традиционный опыт. Похоже, что это и создает баланс в таких отношениях, возможно, заполняя любые пробелы, но сохраняя основные традиции. Я не уверена, что действительно вижу явную разницу между свингом, полиаморией или полигамией и промискуитетом. Для меня все они – укрытие под более широким пологом свободной любви с вовлечением третьих лиц. Но схема такая: быть сведущим в разных практиках и иметь свой кусок пирога в каждой. И лучше всего не вдвоем, а с кем-то ещё».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я не хочу, чтобы меня называли членкиня правления». Почему женщинам нужно равноправие, а не феминитивы

Секс • Зинаида Адельман

«Знакомый, который работает тимлидом в одной из крупных айти-компании в Латвии жалуется, что теперь ему приходится брать на проекты определенное количество женщин. То есть теперь команда на проекте будет состоять (условно) из лида, разработчика, бизнес-аналитика и женщины». Зинаида Адельман – о том, почему ну ни в коем случае нельзя называть женщину колежанкой, а не коллегой и пытаться уравнять в правах количеством, а не «качеством».