Зачем украшать плакатами со Сталиным мебельный центр в Минске?

Места • Алиса Петрова
Для церемонии открытия мебельного торгового центра «Ленинград» владельцы использовали флаги СССР, агитплакаты, портреты Ленина и Сталина. Да, в ХХI веке мебель белорусам продают именно так. KYKY узнал у причастных, как они относятся к советской символике.

Накануне дня Октябрьской революции официально открылся интерьер-центр «Ленинград». Я попала туда случайно – просто шла мимо и услышала звучавшую музыку. Над входом висели красные и белые шарики, неподалёку на увешенном голубой тканью постаменте стояла жёлтая яхточка с подписью «Аврора». Неужели во времена Советского союза в домах были такие хорошие интерьеры, что покупатели пойдут в «Ленинград» за диваном с оттенком ностальгии? Вообще, мне родители про югославские стенки рассказывали – такая мебель и правда в те годы ценилась.

Захожу внутрь центра. Первое что бросилось в глаза – прикреплённый к обратной стороне лестницы флаг СССР. Дальше больше. К перилам привязаны красные гвоздики, на стенах вперемешку с рекламой ванн висят советские плакаты. На некоторых изображены Сталин и Ленин. Интересуюсь у одного из охранников, который представился Игорем: «Плакаты будут тут всегда висеть?» – «Нет, только сегодня. А вы что, хотите себе забрать?» Забирать с собой Сталина я не намерена. Слово из трех букв на заборе нынче приличнее выглядит, чем такой плакат на стенке.

Фото: Onliner.by

Но вернемся в «Ленинград». Магазин мебели здесь занимает весь второй этаж. В день открытия тут расположилась детская зона, стилизованная под пионерский лагерь с названием «Рубленок»: сделано рекламным агентством ideamaster по заказу «Рублёвского». На столбе висит «расписание пионерского лагеря». С детьми занимаются «пионервожатые», одетые по форме «белый верх, чёрный низ» с красными галстуками с зелёной ленточкой. Но самым веселым был третий этаж. Около лестничного пролёта под флагом с изображением Ленина сидел диджей, играл хиты 20 века. Ведущий ОНТ Евгений Булка проводил конкурсы для зрителей: традиционные розыгрыши сертификатов на мойку машины и карточки с 5%-й скидкой. Стоящие в первом ряду снимали всё на видео. Советских лозунгов Евгений в микрофон не выкрикивал.

Как посетители и работники «Ленинграда» относятся к символике СССР

Воспользовавшись паузой, я задала пришедшим людям вопрос: как вы относитесь к такому оформлению торгового центра? Прилично ли украшать залы портретом Сталина?

Евгений Булка: Я отношусь к Сталину плохо, и ко всем атрибутам коммунистического прошлого также, – ответил Евгений Булка. – Я считаю, что в современной Беларуси должен быть заповедник советской культуры, как это сделано в других республиках: огромная территория, куда свозят памятники, атрибутику, и люди там наслаждаются ностальгией. Честно говоря, и некоторые улицы я бы переименовал.

KYKY: Почему вы тогда согласились здесь выступать?

Евгений: Это же всё-таки фарс, игрушка – он не имеет никакого отношения к пропаганде советского строя. Даже наши шутки здесь могут обидеть кого-то из старшего поколения, потому что для них это святое. Но молодёжь 18-20 лет не ответит на вопрос, кто такой Карл Маркс, потому что не знает. Многие даже говорят, что Ленин был первым президентом СССР – для них это далёкая и даже непонятная история. Хоть у нас есть станция метро «Площадь Ленина», мне кажется, что скоро это всё должно отправиться на заслуженный отдых.

Фото: Onliner.by

KYKY: А что на ваш взгляд, должно прийти вместо этого?

Евгений: Ничего не должно прийти – оно есть и всегда было: богатейшая белорусская история, которая связана не только с советским прошлым. Нам есть, чем гордиться. Например, у нас теснейшая связь с Израилем (для кого-то это может быть открытием). Какое количество политических деятелей дала именно Беларусь! Но нет ни одного переулка или улицы в столице, например, Хаима Вейцмана (первый президент государства Израиль – прим. KYKY), выходца из Беларуси.

На лестнице мужчина средних лет фотографирует плакат. На вопрос, как он относится к такому оформлению, отвечает: «Хорошо. Ничего страшного, что плакаты со Сталиным здесь висят». Снова встречаю охранника, Игоря, который предложил мне забрать плакат. «Я лично к Сталину отношусь плохо. Плакаты Сталина здесь – это маркетинговый ход. Наши люди, согласитесь, ведутся на всё это. Поэтому организаторы даже название выбрали – «Ленинград». Вообще, это не ко мне вопрос: сходите в Мингорисполком и спросите, почему у нас есть улица и площадь Ленина, Октябрьская площадь. У нас такого полно, но мне это не нравится».

Сотрудница цветочного павильона, Ольга говорит: «Таково мнение руководства, которое хочет сделать людям праздник. И Сталин, и Ленин – наша история, наши политики, поэтому я не осуждаю это. Я смотрю в будущее». Ее коллега Юлия, работающая в соседнем павильоне, считает так: «Как я понимаю, здесь торговый центр увязывается с названием улицы, на которой находится – улица Ленина. Естественно, нужно было это обобщить и сделать программу такого рода. Был бы он на улице Карла Макса, здесь лежали бы тома Маркса и Энгельса». Девушка удивляется, когда слышит, что здесь есть плакаты с изображением Сталина: «Как? Только Ленина!» – И продолжает: «Просто это всё стало шоу. Согласитесь, Мавзолей на Красной площади сегодня – это шоу. Он превратился в достопримечательность, на фоне которой люди делают селфи и постят его в соцсети. Сегодняшнее открытие – такое же шоу, и я не думаю, что кто-то на этом заостряет внимание и подразумевает какой-то подтекст».

Фото: Onliner.by

«Вожатая» из «пионерского лагеря» Ольга: «Я равнодушна к этому – было и было. Я не застала то время и не знаю ничего, кроме того, что проходили по истории. Кто-то говорит, что было хорошо: Советский союз – одна семья и всё круто. Но на самом деле были и негативные моменты, которые многие хотят забыть. Например, бабушки и дедушки хотят забыть сталинский режим, раскулачивание. Но, честно, я бы, не называла торговый центр так странно – и, думаю, большинство согласится. У нас в компании работают литовцы – они тоже не понимают этого, отмечая, что города Ленинград уже нет».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Буккроссинг скорее жив. Какие книги можно унести из минских заведений

Места • Ася Поплавская

Томик «Как жить, Лев Николаевич?», бестселлер с диковатым названием «Дом-2» и брошюры от свидетелей Иеговы. В обзоре – книжный ассортимент десяти публичных мест буккроссинга, включая бары, кафе, «Дом Фишера» и зал ожидания на ж/д вокзале.