Сексуальная жизнь беларуских окраин. Барановичи

Места • Юлия Грицкевич
Редакция KYKY не устает повторять: в городах Беларуси есть своя жизнь, своя эротика, свои места для свиданий и районы для жизни и смерти. На этот раз Юлия Грицкевич написала текст о Барановичах – которые опасны только на первый взгляд.

Барановичи – город, выросший вокруг железнодорожной станции. И он даже похож на Минск – например, тем, что «засасывает» в себя ближайшие полумертвые деревеньки. Отличие только в том, что столица Беларуси питается еще живыми населенными пунктами, где людей на улице можно встретить чаще, чем раз в день. Станция «Барановичи-Центральные», с которой все началось, большой популярностью среди жителей не пользуется. Ходят слухи, что в 90-е во время разборок особо вспыльчивые рыцари здесь бросали под поезд людей.

HTML

Да и по приезде сюда есть только два пути в город: первый — перейти мост и оказаться возле больницы, второй — направиться в пустынный район под живописным названием Репина. Прогулка по этому району оставляет двоякое ощущение. Сперва чувствуешь, будто идешь по родной деревне, и радуешься, что она немного выросла. Дома двухэтажные отстроили, «Евроопт» небольшой открыли — мечта для молодой семьи с потомством! А вот второе чувство иное. Ты-то по знакомым местам шагаешь, но людей здесь почти нет. Словно семьи эти в домах попрятались, и детей не выпускают гулять. Ну а что? Чужак же идет.

В Барановичах только и разговоров, что о лодочках

Но не беспокойтесь, жизнь и романтика в городе всё-таки есть. И это сразу бросается в глаза, если проехать до второго вокзала — «Барановичи-Полесские». Стоянку перед вокзалом местная прогрессивная молодежь на тачках воспринимает, как кофейню. Там всегда можно найти либо компанию с сигаретками и кофе из автомата, либо белые стаканчики из пенопласта, разбросанные по всей стоянке, как свидетельство недавнего кутежа.

Кстати, недалеко от вокзала можно попробовать знаменитый барановичский фастфуд — бутерброд «Лодочка». А если вы ничего о них не слышали, то, скорее всего, живете в бункере и не знаете, за что можно любить беларуские города. «Лодочка» — это настоящий неофициальный символ Барановичей. И я не шучу. Чем ближе вы находитесь к точке продажи сего продукта, тем чаще слышите его название. А непосредственно возле ларька разговоры только об этом. Прямо как на небесах — о море.

HTML

HTML

Удобнее всего водить туда приезжих барышень, чтобы потчевать местными деликатесами: «Ты будешь с сосиской или курицей и грибами? А поливать чем? Кетчуп? Майонез? Горчица? Может, еще домой возьмем? Тебе зубочистку попросить?» Бюджетное первое свидание по-барановичски выглядит именно так.

Зубочистку вы, конечно, можете использовать по прямому назначению. Но изначально ею приколят сосиску к булочке, чтобы та не сползла на асфальт. Чтобы получить право на второе свидание, послушайте советы местных: берите классическую лодочку с сосиской. С курицей тоже вкусно, но не вау-эффект, пассия может не одобрить.

Два детских кафе для свиданий

Именно в центре чаще всего тусуется самая любвеобильная часть населения Барановичей – молодежь. И если вы подумали, что я говорю о барах, то нет. Парни и девушки собираются вокруг фонтана, сидят на «бубликах» (это такие круглые скамейки), общаются, и периодически с бодрым духом авантюризма пьют пиво в разрез с законом. Такая же картина в нашем Молодом парке.

Кроме фонтанов и лавочек, местная молодежь любит кафе. Например, «Осьминожку». Вообще, правильно его называть молочным баром. Напиться, правда, в нем сложно: даже самые алкогольные коктейли – с минимальным содержанием спирта. Поэтому Барановичи – город трезвой любви. Само заведение расположено в подвале, а интерьер внутри весь синий. Кажется, будто сидишь прямо на дне океана. Вишенка на торте — огромный аквариум во всю длину стены. Иногда в аквариум заселяют черепашек, но жизнь у них там недолгая: пираньи правят балом – ловят их и съедают.

HTML

HTML

Вторая изюминка «Осьминожки» — десерты с натуральными сливками. Найдите в Минске хоть одно кафе, где такое подают. Сложно, да? А в центре Барановичей такие сливки самостоятельно взбивают кондитеры «Осьминожки». Много, правда, не съешь: слишком жирно, поэтому для поздних встреч кафе не очень подходит.

Есть в городе еще одно детское кафе — «Ванька-Встанька». Здесь тоже пекут пирожные и тортики, но уже без натуральных сливок. Снаружи помещение выглядит, как маленький сказочный замок. Сразу ясно: там пристанище или для местных принцесс, или для их детей. У владельцев «Ваньки-Встаньки» отлично развивается и сеть кафе «Бисквит». Три точки расположены по городу от Центра до Южного, но есть и доставка еды. Там можно заказать и выпечку, и роллы, и пиццу. Недавно владельцы «Бисквита» выкупили легендарное здание на бульваре Штоккерау. Когда-то там была «Кулинария», где продавали жареные пирожки с капустой и самый вкусный, уже культовый молочный коктейль. Завсегдатаи с надеждой ждут, что же откроется там теперь.

Греческие сады и кинотеатры круче, чем в Минске

На бульвар Штоккерау можно попасть, если прогуляться от Молодого парка до площади Ленина через торговый дом «Радуга». На бульваре, кроме ларьков с «Лодочками» и бывшей «Кулинарии», расположились прелестные лавочки с навесами. Зимой это просто железные конструкции, но летом, когда разрастается дикий виноград, это место похоже на греческие сады. В детстве девочки представляют себя королевами каждый раз, как проходят под этими навесами. Повзрослевшие королевы порой уединяются тут со своими фаворитами.

А прямо за памятником Ленину — фотостудия для всех, кто готов запечатлеть или себя в одиночестве, или с избранником. Возле нее железный жирный кот с фотоаппаратом. Возле фонтана на площади — памятник воробью. Это две детали барановичского интерьера, о которых знают все и куда местные всегда ведут приезжих фотографироваться. Причинного места у воробышка нет (как и толп приезжих в городе), поэтому он пока еще нигде не выглядит затертым туристами.

HTML

HTML

За следующей деталью нужно пройти от площади в сторону швейной фабрики. На перекрестке возле «Сапфира» повернуть налево и пройти немного вперед. Бам! Вы возле знаменитого разноцветного забора, который дает Барановичам, несмотря на всю брутальность, право называться ЛГБТ-friendly городом.

Если идти ближе к окраинам вам не хочется, возвращайтесь на площадь. Там обратите внимание на большое серое здание со странной советской отделкой. Это кинотеатр «Октябрь». И его самый большой плюс не в копеечной стоимости билетов, а в отсутствии людей на сеансах. Никто не жует, не отпускает неуместные шуточки, на дневных сеансах можно было бы делать все, что угодно, – если бы не бдительные смотрители. Во втором барановичском кинотеатре «Звезда» цены на кинобилеты тоже небольшие. Но тут явное отличие – во внешнем виде. Чем-то он напоминает антураж кинотеатров Silver Screen. Но кресла в «Звезде» удобнее, по крайней мере, все аборигены считают так.

Район, где время застыло в 90-х

Барановичская молодежь со всех районов обычно тусуется в центре. Но и на окраинах города ребятам есть, чем заняться. На Крестах, например, молодежь собирается на стадионе средней школы №3. Кто-то играет в футбол, а на турничках подтягивается, потягивая невысокоградусный алкоголь.

Кстати, Кресты — это район, известный всему городу благодаря буйным жителям. В 90-е сюда боялись ездить даже таксисты – они были уверены, что там обязательно разобьют машину. Да бог с ними, с 90-ми. Спустя десять лет тут тоже мало что изменилось. Когда я в 2010-м году говорила кому-нибудь «я с Крестов», в ответ слышала удивленное: «А кажешься хорошей девочкой». Понимаете, всех крестовских при рождении награждают суровым клеймом.

HTML

HTML

Есть на районе одно место, где время точно будто застыло. Возле розового выцветшего здания магазина «Дор Орс» – мекки провинциальных туристов – каждый день уже несколько десятков лет собираются крестовские выходцы и рассказывают друг другу пацанские истории об утерянных деньгах, женщинах и возможностях.

Тот же магазин я помню другим. Лет пятнадцать назад здесь работали два этажа. Первый — отдел техники, второй — продуктовый. В продуктовом мы наслаждались ароматом хлеба, покупали кефир, чтобы испечь с бабушкой блины. А в отделе техники смотрели на фены и плойки, и каждая из нас думала: «Вот вырасту — буду каждый день волосы завивать!» Я выросла, и в Минске каждый день волосы не завиваю – тут это делают только сотрудницы ЗАГСа, продавщицы с Комаровки и некоторые госслужащие. Барановичской женщине плойка нужна, в основном, на случай свадьбы подруги, школьных праздников сына и концерта в местном Доме Культуры.

Сейчас в «Дор Орсе» работает только половина одного этажа. Можете представить, какой там сейчас выбор – бигуди спросом у мужчин с Крестов не пользуются. Но этих членов бойцовского клуба все устраивает. Сорокаградуные напитки продают — и славно, местные Венедикты Ерофеевы спокойны.

HTML

Жены или девушки этих мужчин (конечно, они есть – Барановичи никогда не стремились увеличивать статистику разводов) обычно делятся на два типа. Первые, умницы и красавицы, пытаются исправить любимого, но в конце концов либо уезжают к маме, либо начинают кутить с мужьями. Вторые – и так всегда рядом с ними. Даже во время мужской тусовки возле магазина они с видом тигриц охраняют своих светских львов.

Город в городе для молодоженов

Есть в Барановичах довольно молодой район — Боровки. Дома здесь сильно похожи на застройку минской Малиновки и, по сути, все одинаковые. Явно отличается от всех только один. И несмотря на его нелепость, плюс у дома все же есть. Когда едешь туда на такси, необязательно называть полный адрес. Достаточно сказать «дом такой, цветастый, возле «Алми» — все, вас поняли и доставят, куда надо. Кстати, чтобы домчаться в любое время суток по адресу возлюбленного в Барановичах не приходится ждать, пока упадет повышенный коэффициент Убера – так что спонтанные полуночные свидания в этом городе совершать явно легче.

В Боровках живет где-то 22 тысячи человек. Это почти одна девятая от всего населения Барановичей. В этом городе в городе живет отдельная каста людей: в основном, это молодые семьи и терпеливые люди, которые долго, очень долго стояли в очереди на жилплощадь. Первые обычно переезжают сюда сразу после ЗАГСа, вторые – отдают квартиры уже успевшим родиться сыновьям, а то и внукам.

HTML

HTML

Поэтому во дворах много детских площадок, а на улице — детей. Взрослым развлекаться особо негде – город будто намекает на то, что после рождения ребенка твоя свободная, разгульная жизнь просто заканчивается. Пару лет назад в здании супермаркета «Алми» находился бар и Presto Pizza. Теперь на том же месте — фитнес-клуб. Неужели владельцы подумали, что мамам в декрете и сытым папам лучше ходить качать квадрицепс, чем есть мучное и запивать его алкогольным?

Неподалеку от Боровков есть мебельная фабрика «Диприз». Вас это может удивить, но несколько месяцев назад там открылся мини-зоопарк, где живут павлины, пони, еноты и другие животные. А если в день вашего приезда двери зоопарка будут закрыты, прогуляйтесь вдоль забора. Там, в основном, видны и слышны птицы. Разве не романтично хотя бы раз в жизни услышать, как кричит павлин? Правда, это больше похоже на обезьяну, чем на соловья, но и мы не в Париже.

HTML

HTML

Боровки — связующее звено между Третьяками и Южным районом. Второй — давний враг Крестов. У моего папы даже есть «боевой» шрам. Чтобы запугать и прогнать со своего района «южных», он затушил об руку сигарету. А когда я была подростком, мои «крестовские» друзья косо смотрели на моих друзей с Южного. Эта война миров уже стала градообразующей.

В Южном районе, по классике построили магазин «Южанка». Нечто похожее на «Дор орс», только чуть-чуть более живое. Есть там и «Дом школьника», где проводят театральные курсы и учат детей притворятся с малых лет. И последнее примечательное, что я знаю об этом районе: стеклянное чудо архитектуры – банк в зеркальном здании. Вот, пожалуй, и всё.

Взрослые развлечения и дорога в ЗАГС

На самом деле, в этом городе не особо много развлечений для взрослых. В основном, они отдыхают в «Монархе», играют в бильярд. Это место чем-то напоминает минскую «Пиранью», и если вы там были, поймете, что это не похоже на клуб в Дубае. На корпоративы барановичские леди и джентльмены ездят в клуб Nero или караоке-бар. Иногда, когда случается интеллектуальный голод, можно попасть на «Мозгобойню». Правда, разительных отличий от досуга молодежи все равно мало. Те же кафешки, то же кино, те же запрещенные напитки в тенистых парках. Только с большим содержанием алкоголя.

Как работает стратегия жителя Баранович, который планирует свидание? Встретиться надо у фонтана на площади, а потом вместе выбрать: «Осьминожка», «Бисквит» или пиццерия? Иерархии между этими заведениями нет никакой. Куда ни поведи девушку, всяко интеллигентнее, чем сидеть на районе.

HTML

HTML

Есть, кстати, и совсем бюджетный вариант для свиданий. Когда на улице тепло, барановичская молодежь едет в Северный район. Недалеко от озера и ледового дворца там стоят три двенадцатиэтажных дома. И в одном из них точно будет открыта крыша, куда все рвутся за красивыми панорамами и поцелуями на фоне барановичских закатов. А если повезет, и на крыше не будет людей, тут даже можно предаться любовному акту, если не боитесь быть замеченными не менее любящей эксперименты парой.

А если вдруг очень захочется, сорокаминутный променад может довести прямо до ЗАГСа. А от него, к слову, и роддом недалеко. На самом деле, в этом городе вообще все близко. Нужно только знать, в какую сторону идти и в какие районы не сворачивать. За полдня можно пройти по прямой весь город и завести много новых знакомств. Вообще, разговаривать с жителями Барановичей интереснее, чем с минчанами. В городе постоянно что-то происходит, и местные с удовольствием об этом рассказывают. То у кого-то своруют кроссовки из шкафчика в спортзале, то чей-то сосед сверху заставит окно лестницей, чтобы пробираться в свою квартиру, то на озере кто-то горячими танцами расколет лед... Вот такие Барановичи: город с суровой романтикой, колоритными окраинами и поездами, которые везут тебя или к Польше и Бресту, или прямиком в совсем другой Минск.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дворец в Сёмково. Роскошная усадьба, а теперь – просто надпись на полуразрушенной стене

Места • Анна Златковская

Можно ли считать, что мы, беларусы, ценим свою историю, если гордимся только Мирским и Несвижским замками и совершенно забываем о том, сколько архитектурных сокровищ медленно разваливается по всей стране? Анна Златковская решила увидеть архитектурный памятник 18 века, но приехала и наткнулась на ворота без забора и руины, которые могут только намекнуть на то, что здесь было пару веков назад.