Ничего святого – всё для людей! Чего нет в Минске из того, что есть в Стокгольме

Места • Антон Суряпин
Антон Суряпин впервые в жизни отправился в Швецию — одну из самых благополучных стран мира. Экотранспорт, цены, ассортимент магазинов и здания, дружественные ЛГБТ – за три дня он обошел, пожалуй, весь центр Стокгольма, приметив все комфортные для человека фишечки.

Экологичный автотранспорт: Тесла в качестве такси

Первое что бросилось в глаза при выходе из аэропорта — на стоянке прямо у терминала есть розетка для зарядки электромобилей. Местный житель рассказал, что шведы нынче вообще помешаны на экологии во всех ее проявлениях. Электро- и гибридные авто, биодизельные двигатели, энергоэффективные дома и альтернативные источники энергии являются не чем-то из ряда вон выходящим, а повседневностью.

Вы когда-нибудь видели электрокар Тесла за $90.000 в качестве такси? Вот теперь видели:

Парадокс: в Швеции делают Volvo и Saab, но на улицах большинство машин — немецкий автопром. Свеженькие Мерседесы и Ауди в Стокгольме распространены как лет 20 назад подержанные Жигули и Москвичи в Беларуси. Спросил у коренного стокгольмца, почему у них так мало местных легковушек: «Вольво слишком дорогие, а Саабы считаются не очень хорошими по качеству». В целом автопарк очень свежий, хотя и не без исключений.

Часто встречаются экземпляры, которых в Беларуси не встретишь. Например, электрокар BMW i3. Или полу-мини-авто-мото-грузо-повозка.

А некоторые шведы просто мастера парковки без парктроников.

Велосипеды и инфраструктура: обзавидуешься!

Далее на тему экологии — огромная популярность велотранспорта. Если в Минске активный велосезон номинально закрыли с месяц назад, когда температура воздуха упала ниже +15°, то стокгольмцы не видят ничего плохого в велопокатушках при +6-8°.

Любой беларуский город будет завидовать Стокгольму с его велоинфраструктурой. Выделенные не только разметкой, но и составом или цветом покрытия велодорожки на тротуарах, вдоль и посреди дорог — это класс. Я за три дня ни разу не увидел пешеходов, праздно шатающихся по дорожке для велосипедистов.

Видимо, инфраструктура обуславливает непопулярность горников в Стокгольме. Людям просто нет нужды скакать по бордюрам. Чаще всего можно встретить классы «городской» и «комфортный». Часто можно встретить копии белорусских «аистов» для взрослых.

Чуть ли не на каждом втором ровере рядом с системой задних ободных тормозов установлен замок, который блокирует колесо. Доходит до смешного: у кафе стоит не привязанный ни к чему велосипед, но с заблокированным колесом. Будто злоумышленники железного коня унести не смогут.

Как не заблудиться в метро

Плавно переходим к варианту передвижения по городу для бедных. Ну как бедных... Один проезд в метро стоит около 5 евро. Дешевле выходит покупка многоразовой карточки на все виды транспорта. С такой по центру города можно кататься за 2,5 евро. Активация действует в течение часа. За это время можно пересесть хоть пять раз с автобуса на метро и обратно. Автобусы в Стокгольме – как автобусы. Только на остановках наклоняются в сторону посадки-высадки пассажиров. Ничего святого, все для людей!

Метро очень тихое. На полном ходу в вагоне можно разговаривать полушепотом — собеседник услышит. Вагоны зачастую сквозные, без перегородок. Разветвленность Стокгольмской сети метрополитена не сравнится с двумя минскими линями.

В принципе, неподготовленный турист в метро и заблудиться может. Представьте, что в Минске вы садитесь на станции Купаловская и желаете проехать один перегон до Первомайской. Но приезжаете на станцию метро Площадь Победы. Логично, что нужно сесть на поезд в обратную сторону и вернуться на исходную позицию. Но этот обратный поезд привозит вас уже на Немигу. Фантастика? В Стокгольме — нет. Я попал в такую ситуацию.

«Загниваюшчый запад»: бомжи и попрошайки

Попрошайки – явление интернациональное. Но их здесь гораздо больше, чем я ожидал увидеть в столице одной из самых развитых стран мира. Так как на улицах почти нет полиции, их никто не прогоняет. Да и не факт, что полиция бы обращала внимание.

Иногда можно отойти на 100 метров от красивейшей атмосферной площади и увидеть на тротуаре спящего человека мира.

Макдональдсы в Стокгольме весьма непопулярны. И там могут ночевать маргинальные личности (справедливости ради отмечу, что я и сам будучи проездом в Киеве не гнушался провести ночь в каком-нибудь тихом заведении).

Беглый осмотр Стокгольма: яхты в городе, улочки и улицы

Стокгольм вдоль и поперек разрезан водами холодного Балтийского моря, хоть до открытого моря около 45 километров. Вдоль берегов в городе можно увидеть уйму яхт. Стокгольмский королевский дворец — официальная резиденция шведских монархов. Расположен на парадной набережной острова Стадхольмен в самом центре Стокгольма.

Я не архитектор, описывать стили и эпохи не буду. Отмечу только, что Швеция во время Второй мировой войны придерживалась позиции нейтралитета, поэтому довоенный Стокгольм хорошо сохранился.

Центральное место Стокгольма — нетипичная по беларуским меркам площадь. Но именно здесь проходит основная движуха на Новый год. Кстати, на первом фото уникальный момент — я впервые за 1,5 суток пребывания увидел полицию Швеции. На следующий день, замеченные во второй и последний раз, они за кем-то гнались.

Довольно часто на зданиях можно увидеть радужные флаги. Так себя обозначают дружественные ЛГБТ заведения. На этом никто не акцентирует внимания, «есть и есть». Ну и да, развею один из главных мифов о «гейропе»: здесь мужчины друг с другом не целуются на улицах и не ходят за ручку, геи не пристают к случайным прохожим и парни не пытаются косить под девочек.

Стокгольмская городская библиотека выкрашена в ярко-оранжевый цвет и оставляет двоякое впечатление. «Это тюрьма?» – спросила группа беларусов сопровождающего шведа.

А это Национальная библиотека Швеции. До белорусской ей еще расти и расти…

Стокгольмский концертный зал. Здесь вручают почти все Нобелевские премии, кроме премии мира — последнюю вручают в Норвегии.

Слева — стеклянный небоскреб знаменитого местного архитектора. За ним расположилась шведская силиконовая долина. В подъезде обыкновенного жилого дома (на фото справа) жила писательница Астрид Линдгрен. Она подарила миру Карлсона и Пеппи Длинный Чулок. Зарабатывала много, но жила довольно скромно. Неподалеку в сквере установлен скромненький бронзовый бюст писательницы.

А теперь о печальном: цены

Цены в Стокгольме вызовут у среднего белоруса ужас. Изначально я хотел назвать этот материал «Увидеть Стокгольм и умереть. От цен». Килограмм картошки в сетевом супермаркете – около 2,5 белорусских рублей. 50-граммовый пончик стоит почти 2 рубля. Полтора литра Фанты, Спрайта и прочей Колы – 3.85 BYN. Шоколада дешевле 4,2 рублей за плитку в сетевых маркетах в центре города найти не удалось. Однако следует сказать и о шведских зарплатах. Журналистика — не самая высокооплачиваемая работа. В среднем шведские журналисты после вычета налогов получают на руки около 2000 евро в месяц. Не жалуются на жизнь.

Отдельный вопрос – алкоголь и табак. В Швеции достаточно давно приняты антиалкогольные и антитабачные меры. Нет, это не сухой закон и не тотальный запрет на курение. Шведские власти решили совместить выгодное с полезным и просто подняли налог на алкогольную продукцию в разы. Бутылка водки средней паршивости стоит около 30 евро. Вина в разы дешевле, потому что слабее градус. Купить крепкий алкоголь в бутылках можно только в сети специальных магазинов, управляемой государственным монополистом. Имейте это ввиду, когда будете лететь из Минска и проходить мимо белорусского дьюти фри.

В сетевых магазинах продается только пиво до 3,5% и стоимостью от 3,3 рублей на наши деньги. Ощущение от такого напитка немыслимое. Вроде бы и не безалкогольное пиво, но где-то на задворках разума все равно есть ощущение, что тебя разводят как лоха.

В барах и пабах доступен любой алкоголь. Разве что найти темное пиво в розлив – задача не из легких. Не жалуют шведы портер. Теперь о забегаловках. В центре города почти нет таких жилых домов, где на первом этаже не было бы какого-нибудь магазинчика или кафе. Встречаются довольно интересные заведения. Например, ламповый роковый магазин винила.

Магнитики почти по 6 евро. За 5 минут наблюдений в этот магазин не зашел ни один человек.

«Katastrofen vid Poltava». Все еще помнят.

Памятники, скульптуры и прочите бросившиеся в глаза мелочи

Их в Стокгольме не то, чтобы очень много, но они есть. Памятник шведским рыбакам возле Дворца Ульриксдаля не привлек бы внимания. Но трусы в полосочку! Это не тканевые трусы натянули. Это оригинальные — в цвет скульптур — разукрасили на современный лад. Получилось очень смешно.

Еще у них много собак. Очень много. «Я так не выгляжу как те собаки», – сказала знакомая. В Стокгольме есть люди, которые профессионально занимаются выгулом собак. (Беларуские стартаперы, обратите внимание на направление).

В центре города у оживлённых мест бывают проблемы с поиском мусорок. Антитеррористические меры и все такое. Но иногда попадаются некие загадочные ящики со световым индикатором. Для чего нужна такая роскошь, я так и не понял. Но выглядит современненько:

Прогуливаясь мимо детской площадки в сквере пару раз в день, я замечал, что многие отцы гуляют со своими детьми в рабочее время (были будни) и рядом не было мам. Потом местный рассказал, что по их законам есть материнские и отцовские дни декретного отпуска. Отец свои дни может брать в любое время, пока ребёнок не закончит первый класс школы. Если он не использует свои дни, то может передать их супруге.

Что слушают в Стокгольме? Актуальная на 20 октября афиша:

Подъезд как в красивых американских фильмах:

Если в самом центре города среди узких улочек нужно построить здание с использованием подъемных кранов, нужно перекрыть кранами проезды? Нет. Краны можно поднять над асфальтом и работать, а машины будут ездить прямо под строительной техникой.

Что нужно сделать, чтобы построить большое здание, а территорию застройки пересекает автострада? Перенести проект на другую местность? Нет. Здание можно построить и над дорогой.

Прозрачные боксы с бесплатными картами Стокгольма можно найти у Старого города. Такие же бесплатные гайды по столице Швеции лежат, пожалуй, во всех отелях Стокгольма.

Слева — витрина магазина спорттоваров. Справа — скульптура у Стокгольмского концертного зала, где вручают Нобелевские премии:

Вместо вывода

Стокгольм — красивый и ухоженный, продуманный и технологичный, дышащий историей и современный. Но он, показалось, мало заточен под туристический поток. Вильнюс и Киев в этом плане выигрывают. Белорус приехавший сюда на пару дней может чувствовать себя некомфортно по двум причинам:

1. Цены. Поход в магазин за хлебом, нарезанной колбасой, куском сыра, бутылкой колы и парой других мелочей выливается в 10 евро (с таким успехом порекомендую питаться в ресторанчиках — цена та же, зато вкусно и атмосферно).

2. Языковой барьер. В Киеве можно общаться по-русски и по-беларуски — тебя поймут. В Вильнюсе большая часть людей старше 35 лет знает русский. В Варшаве можно мееедленно говорить по-белорусски и иметь шанс на успех. В Стокгольме без сносного английского – никуда. Кстати, замечено, что шведы с английского на шведский и обратно переключаются в разы быстрее, чем беларусы – с русского на беларуский. В Стокгольме, наверное, здорово жить. Если у тебя доход не ниже среднего по стране.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не садиться в машину, если что-то настораживает. Правила автостопа

Места • Алёна Шпак

Ирина Губская себя называет «няспынная падарожніца»: за плечами много тысяч километров, более тридцати стран, города, люди. Первый раз она подняла руку на дороге, чтобы остановить «попутку» в возрасте 10 лет. С тех пор большую часть своей жизни путешествует. KYKY расcпросил героиню о правилах «хорошего стопа», «лёгкой дороге» и правильной мотивации.