Беларус в Грузии: «За полгода перецеловал больше сотни мужских волосатых щек»

Места • Алиса Петрова
Если вы не были в Грузии, то наверняка планируете туда поехать и заочно любите эту страну, наслушавшись рассказов о местном гостеприимстве, обалденно вкусной кухне и грузинском экономическом чуде Саакашвили. Минчанин Андрей в октябре переехал в Тбилиси и рассказывает, чем отличается жизнь в Грузии от путешествия (практически ничем).

Я пишу магистерскую по культурной антропологиии. Скажем так, изучаю грузин. К тому же, моя работа не привязывает меня к географическому положению: я занимаюсь созданием и продвижением интернет проектов. Был бы интернет и компьютер. Грузия – налоговый рай для фрилансера. Здесь нет ФСЗН. На некоторые виды деятельности распространяется программа «микробизнес»: если в месяц доход меньше $1000 (примерно), ты вообще ничего не платишь. Если больше – зависит от рода деятельности. Либо 5%, либо 23% (это 5% + НДС, 18%).

Как открыть ИП в Грузии, и почему тебе нужны знакомые

Есть две вещи, которые в Грузии бесплатно не получится сделать, если нет знакомых. Чтобы сделать квартиру юридическим адресом, нужен договор об аренде. Но в большинстве случаев официально жилье не снимают, поэтому нужно покупать почтовый адрес у какой-нибудь фирмы. Это стоит около $50 в год (как у нас, в принципе): я плачу за то, что компания разрешает мне указывать свой юридический адрес в документах и принимает мои письма. Второй момент – заявление об открытии ИП необходимо перевести на грузинский язык и заверить у юриста. Приходишь с ним в дом юстиции – ИП открывают уже на следующий день.

По приезде я четыре дня жил в хостеле и искал квартиру. Не в сезон легче найти жилье на долгий срок: летом люди предпочитают сдавать квартиры посуточно, поэтому снять хорошую квартиру на несколько месяцев тяжело и дорого. Искать самому или через агентства проблематично. В Грузии в основном всё происходит через «знакомых знакомых» – тогда найдешь хорошую недорогую квартиру. Поначалу я жил в самом центре, в двушке с огромным балконом в довоенном доме, платил $350. Потому что мне помог знакомый грузин. Хорошо искать квартиру через группу в фейсбуке (flatshare in Tbilisi). Ты пишешь даты, и тебе скидывают предложения, или наоборот, сам выбираешь. В этой группе, в основном, сидят не агенты, а адекватные ребята.

Сейчас я живу в четырехкомнатной двухэтажной квартире с турчанкой, американцем и двумя немцами. В пяти минутах ходьбы от дома – площадь Свободы. Условно, это как на площади Победы в Минске жить. Мы платим за квартиру $400. Через агентства такая стоила бы на $150-200 дороже. Раньше в этой квартире жил мой знакомый из Украины, которого я знаю ещё с первой поездки в Тбилиси, но он уехал на время.

Цены на коммунальные услуги и еду

Зимы здесь на порядок теплее, чем в Беларуси, поэтому в квартирах нет батарей – везде газовые обогреватели. Зимой дороже всего выходит газ. Но есть такая фишка: городская мэрия берет часть коммунальных расходов на себя, где-то 20%. Самый большой счет за коммуналку у меня был в феврале: с интернетом вышло 80 лари (примерно $37).

Практически во всех домах платные лифты. Стоит коробка, в которую надо кинуть монетку в пять тетри (примерно 460 беларуских рублей). Если нет – кидаешь 10 или 20 тетри. Даже армянские и азербайджанские монеты принимает.

Мясо дороже, чем в Беларуси, крупы, овощи и фрукты – дешевле. Зерновой кофе очень дешевый: сто грамм стоит от 18 тысяч рублей на беларуские. Много использую специй в пище – они очень доступные. Еда в заведениях значительно дешевле. Конечно, надо знать места: есть ушлые ребята, которые обманывают. В заведениях с грузинской кухней огромные порции: сам не съешь, надо на двоих брать. Например, сковородка оджахури стоит девять лари ($4). Буквально на каждом шагу – уличные пекарни, где продают хачапури (1-2,5 лари в зависимости от размера и вида).

В Грузии легально самогоноварение и продажа своего алкоголя. Каждый делает домашнюю чачу или вино. Пол-литра чачи стоит от четырёх лари ($1,6). Литр домашнего монастырского коньяка – от восьми лари. Домашним вином меня всегда угощали, поэтому сам даже не знаю, сколько оно стоит. В барах пиво стоит около трёх лари (чуть больше доллара). Посидеть с компанией в баре, чтобы напиться и наесться – меньше $10. Например, заказываешь оджахури – 10 лари, хлеб и соус – примерно 12-13 лари, два пива или пол-литра вина – четыре-пять лари (но надо знать места).

Гораздо больше людей в Грузии курит, и рано начинают. Нет никаких программ по борьбе с курением. Курить можно практически везде. В любом кафе или ресторане вопрос, скорее будет, есть ли помещение для некурящих, а не наоборот. Даже если есть, там все равно будет прокурено. Нередко бывает, что в обменник на улице заходит человек с сигаретой. В 99% случаев в такси можно курить, даже если водитель не курит.

Как найти друзей в Грузии

Когда я жил в хостеле, вечером вышел на дорогу – сидел, курил. Подошел чувак, спросил, как дела и предложил выпить (кстати, благодаря ему я нашел первую квартиру). Он оказался владельцем другого хостела – мы там посидели, выпили, потом обменялись контактами. На следующей неделе он отвел меня к своим друзьям – так у меня появилась компания из 25 человек. Сейчас, если хочу с ними пообщаться, просто иду в центр: знаю, где они обычно собираются.

Стереотипное кавказское «братан-братишка» действительно есть: это часть культуры общения. Уже после десяти минут знакомства тебя могут назвать «братом». Но не надо воспринимать это выражение в контексте беларуской ментальности: часто это просто слова. В то же время, если в компании вы действительно «побратались», то, как правило, на новообретенных «братьев» можно будет положиться. Социальная дистанция здесь меньше. Во время диалога ближе стоишь к человеку, и до тебя чаще дотрагиваются (до плеча, например). За полгода жизни здесь я перецеловал больше сотни мужских волосатых щек. Это традиция: жмешь руку, прижимаешь человека к себе, и вы прикасаетесь щеками. Причем зачастую так здороваешься или прощаешься даже с малознакомым человеком.

Грузинское демократическое чудо глазами беларуса

Приехав в Грузию и увидев, что сделал Саакашвили, я его зауважал. Тбилиси, который есть сейчас – чистый и красивый – был сделан при нем. По словам грузин, раньше не было даже таких элементарных вещей, как электричество и горячая вода. Очевидное достижение – дебюрократизация госслужб. Все вопросы, от регистрации ИП до смены паспорта, решаются в Доме Юстиции. Все быстро и удобно – паспорт делают на следующий день. Здесь стеклянные стены, чтобы все было видно. Министерства «раскиданы» по всему Тбилиси, а парламент перенесли в Кутаиси. Но чувствуется, что немного не дожали. Проблема Саакашвили в том, что у него были слишком массивные проекты. Например, я ездил зимой на море (не помню, как место называется). Там собирались строить город, и по этому поводу возвели гигантскую статую. И пять лет ничего больше не могут построить.

В Грузии была проведена капитальная реформа полиции. До этого она была крайне коррумпирована и не выполняла свои функции. Власти «почистили» ряды, сделали зарплату выше средней по стране, дали красивую форму, посадили в хорошие автомобили, полностью искоренили взяточничество. Поначалу мне было странно, что на полицейских машинах всегда горят синие и красные проблесковые маячки, когда они едут. В Беларуси это значит, что надо остановиться. А тут полиция просто демонстрирует, что едет закон.

Служба в полиции стала престижной. Её уважают, и поэтому полицейские держатся за свое место. Если поймают со взяткой – полный трындец.

В то же время сами грузины предпочитают не обращаться к полиции. Допустим, под окнами будет стоять компания и шумно пить – никто полицию не вызовет, потому что это не принято. Будут разбираться сами. То же самое, если кто-то кого-то побьет или обманет. Наверное, осталась привычка с 90-х годов: в Грузии тогда было много воров в законе. Сегодня полиция, скорее, выполняет вспомогательную функцию. Если ты будешь пьяным, тебя скорее отвезут домой, чем в отделение. Интересно выглядят здания полиции: у большинства участков (во всяком случае, у новых) стены стеклянные. Ты видишь, как полицейские работают.

Приведу в пример еще одну историю, свидетельствующую об открытости госслужб. Я решил поехать в Мцхету – историческую столицу Грузии. Для этого надо доехать до одной станции метро и на вокзале пересесть на маршрутку. Выхожу из метро, а где вокзал – не знаю. Сидит полицейский. Подхожу к нему, спрашиваю. На что он отвечает: «Не спеши, садись. Давай познакомимся». Протягивает мне руку. Мы ещё минут пять пообщались: он спросил, откуда я, как долго нахожусь в Грузии, куда еду. Потом полицейский показал, куда идти, и мы попрощались. Представить такое в Беларуси трудно. Может, это моя паранойя, но я вижу пользу от такого подхода. Мы поговорили с полицейским, а он узнал обо мне больше информации, чем если бы просто попросил предъявить документы. Соответственно, если бы что-то случилось, он уже знал бы мою подноготную.

Зато здесь много цыган

Есть странные вещи, с которыми порядок почему-то не могут навести. В частности с цыганами – их тут очень много. Ладно, если ты будешь идти по центру, а они к тебе будут приставать. Бывает, что лежит ребенок на полотенчике – и все, рядом никого нет. Цыгане так эксплуатируют детей. Очень распространена практика, когда маленькая девочка лет пяти цепляется в ногу и не долго отпускает. Так пристают к туристам. Это неприятно: идешь по Руставели, и к тебе раз десять обязательно пристанут цыгане. Когда сидишь на террасе в кафе, могут подойти, потрогать твою еду и сказать: «Отдай её мне».

Здесь очень высокая религиозность, среди молодежи в том числе. Например, у компании молодых хлопцев по 18-20 лет первый тост – за Бога, второй – за патриарха. Распространена практика публично креститься. Часто можно увидеть, как грузин, проходя мимо церкви (даже если она далеко), крестится. На Рождество перекрывается одна из главных улиц и идет крестный ход. При этом грузины к тебе толерантно относятся, если ты не разделяешь их веру. Например, я атеист и без страха говорю об этом в компании.

В Тбилиси нет ярко выраженной консервативности и патриархальности. Но за его пределами, особенно в горах, по-другому. Осенью я ездил в Кахетию и жил в деревне около гор у грузинской семьи. В доме была одна женщина – Фатима, жена сына главы семейства, деда Димура (это мусульманское имя, потому что есть поверье: когда ребенок много болеет, нужно назвать его мусульманским именем, и все пройдет). Она была как прислуга. Например, накрыла за стол: мужики сели, а Фатима пошла смотреть телевизор. Чуть позже в уголке поела и опять ушла. Потом Фатима мыла за всеми посуду, и ей никто не помогал. Мне было очень странно за этим наблюдать. Я интересовался у Димура на этот счет. Он сказал, что это традиция, и Фатиму все устраивает – по ней это было видно, в принципе. Это их культура.

Грузины гораздо чаще выражают любовь к детям. Если будет идти семья с ребенком, незнакомый человек может спокойно подойти к нему и поиграть. Гораздо чаще спрашивают, есть ли у тебя дети. Например, у девятнадцатилетнего уже будут спрашивать про планы на детей.

Вместо вывода. Стоит ли ехать в Грузию

Выгодно ли жить в Грузии? Зависит от работы. Как я понимаю, иностранцы в основном работают в международных компаниях или делают свой бизнес. Многие приезжают по социальным программам (что-то вроде волонтерства), как мои соседи-немцы. Или как преподаватели – моя турчанка преподает английский. Но безработица в Грузии серьезная. Справедливости ради скажу, что грузины сами далеко не всегда хотят что-то делать. Например, в своей грузинской компании я давно агитирую изучать IT, то же создание сайтов – есть огромное количество бесплатных курсов в интернете. Но им проще вечерами пить вино, чем что-то учить. Это культурная особенность.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Бабушкины туфли и майка с голой попой. Музыкант Вова Потапенко одевается для ивентов недели

Места • Ирина Михно

Наш герой – молодой начитанный театрал, который все отрочество и юность провел на сцене, а сейчас обучает людей музыке. Покупке одежды предпочитает путешествия и тусовки, ездит на велике, но не «за ЗОЖ» и недолюбливает байкеров.