Я – жена мента

Боль • Марина Саврук
Образ милиционера в белорусских медиа трещит по швам. Когда KYKY освещал тему избитого журналиста TUT.by, колумнист Александр Кнырович выступал с критикой безнаказанности силовиков: «И никто их не покарает: ни судья, ни начальство, ни президент, ни господь бог. И придет он домой, и обнимет детей и поцелует жену. После тяжелой своей службы». Марина Саврук – та самая жена милиционера, и ее взгляд на ситуацию – как другая сторона луны.

При слове «милиционер» сразу вспоминаются статьи из самых разных СМИ. Мол, много милиции у нас в стране на душу населения, гоняют они людей на площадях, получают большую зарплату за «ничегонеделание», рано выходят на пенсию, имеют много бонусов от государства, берут взятки и бьют людей, и ещё многое и многое. Нет, это не мои ассоциации, это обрывки фраз, прочитанных мною за последние несколько месяцев в нашей прессе. Но давайте посмотрим на жизнь простого мента со стороны, глазами его друзей, соседей, родственников, да вот хотя бы моими – глазами жены.

Двенадцать часов в сутки

Мой муж работает в так называемую вторую смену, плавно перетекающую в третью. По 12 часов в сутки, в любое время. Это значит, что придя ночью или рано утром с работы, он ложится спать, если повезёт, и никуда ехать не нужно. Ну и если сосед сверху не включил перфоратор, гоняя по квартире детей и стадо собак. Такой график работы у него последние лет 15. Нет, я не жалуюсь. Просто он спит, когда все люди бодрствуют, и работает, когда люди отдыхают. Это нормально в 25 лет, а ближе к 45 организм требует полноценного отдыха, тратя больше времени на восстановление физического и психического здоровья.

А ещё в моей семье нет праздников. Потому что на все мало мальские праздники вроде Нового года и 9 мая мой муж, впрочем как и вся милиция, в усилении. То есть почти круглосуточно на работе. Причём, усиление начинается за неделю до праздника и длится ещё неделю после. Нет, я не жалуюсь, что в государственные выходные я не могу сходить с мужем на салют, просто мне кажется, что в такие дни большинство народа «охраняет покой граждан» нежели отдыхает. И милиция у нас «в ружьё», и МЧС, и больницы, и травмпункты, электрики, лифтеры, магазины, мобильные операторы и иже с ними. Кто отдыхает – вообще не понятно.

Иногда мой муж берет с собой ссобойку. Что-нибудь такое, что можно быстро съесть холодным, пока переезжаешь с места на место.

И иногда он даже умудряется воспользоваться ею, а не привезти домой. Хотя я даже не знаю, что лучше – есть холодное и быстро или не есть вообще. Наверное, вы представляете, как такие перекусы влияют на желудок человека. Но я не жалуюсь, нет. Мой муж не служит в ГАИ, сотрудники которой стоят на дороге. Вы думаете, что они все толстые оттого, что ленивые? Почитайте о влиянии выхлопных газов и интоксикации организма человека при постоянной работе на улице. В добавок к этому, гаишники стоят на улице и в ливень, и в жару, и в снегопад, и во тьме, и на опасном перекрёстке, где их могут не заметить и сбить.

Знаменитый приказ №1

А ещё мой муж раз в неделю учится. Не буду вам рассказывать о тактической подготовке, об этом не положено, но что-то сродни микса МХК, истории Беларуси и патриотического воспитания у них есть. Нет, я не жалуюсь, развитие кругозора, конечно, всегда идёт на пользу. Вот только цель данного мероприятия мне неизвестна. Развитие патриотического духа? Сплоченности? Так милиция всегда и во все времена, при любой власти эту же самую власть защищала. И без дополнительного изучения идеологии, а просто потому что все давали присягу и все настоящие офицеры. А знаменитый Приказ №1 знаете? Это тот, который о вежливом и внимательном отношении к гражданам. Безусловно, правильный документ. Только какой силы воли и выдержки должен быть милиционер, который пытается попросить вести себя корректно пьяного бомжа или, ещё лучше, пьяного денди из местной золотой молодежи, грозящего всем своим папочкой. Легко ли сдержать себя в рамках приличия и корректного общения, когда задерживаешь или допрашиваешь насильника, педофила, убийцу, эксгибициониста?

В недавней статье о мониторинге местных РУВД и РОВД на пригодность к эксплуатации гражданским населением было очень много интересных исследований и в целом позитивный настрой написания, что лично меня не могло не порадовать. Посетители заходили в режимный объект, в котором все действия сотрудников, как и обстановка вокруг, направлены прежде всего на обеспечение безопасности сотрудников и гражданских лиц, находящихся в здании. Мыла нет руки помыть после дактилоскопии? Так она у нас электронная давно, как в посольствах и на границе. Приложил пальчик к сканеру и забыл. Я не оправдываю существующую ситуацию и даже обеими руками «за» предложения сделать указатели, вывески и прочее. Просто не стоит забывать, что есть другая сторона медали, другое объяснение существующей ситуации. И та самая неудобная для сидения скамейка может быть специальным удерживающим устройством для передозировавших алкоголь.

О реформах в белорусской милиции

Говорите, много у нас милиции в государстве, да ещё и с зарплатой большой? Да, помню предложения граждан отобрать часть зарплаты у милиции и отдать её учителям и медикам. Нет, никто не принижает значения работы последних. Но почему же не предложили эту самую часть изъять у шахтеров, скажем? У пилотов? У них же, по статистике, самые большие зарплаты в стране. Ах, у них работа тяжелая и оплачивается по достоинству. А у милиции, значит, легкая? Зайдите в любой отдел кадров столичной милиции, я уже не говорю про районные. Там вечный недобор и кадровик с голодными глазами. И это учитывая, что новобранцу дают стабильную зарплату, пусть и не большую (но больше, чем молодым специалистам после распределения) и обеспечивают жильем сразу. Так нет же, никто не хочет идти топтать землю в патрульной-постовой службе, или носиться по квартирам участковым или сотрудником инспекции по делам несовершеннолетних. Сразу хочется кабинетов, машин служебных, кресла кожаного и погоны с огромной звездой на плечах. Разочарую вас, но тут, как и везде: есть карьерная лестница, и начинать надо с низов, а потом уж – по заслугам.

Много реформ в последнее десятилетие коснулось милиции. Убрали бесплатный проезд, перестали помогать строить квартиры с дотациями от управлений внутренних дел, зарплату удерживают на уровне средней по стране. Зачем на эти условия идти работать в милицию, рискуя своей жизнью? Да, сотрудники все ещё продолжают гибнуть на заданиях, не так часто, как раньше, но бывает. Трагические случаи не афишируются особо, но вы все можете найти их в интернете.

5-10 лет назад из органов пошёл большой отток молодежи, с опытом, с амбициями, со званиями, потому что люди перестали видеть смысл своей работы.

Смысл – это не только удовлетворенность задержанием преступников или раскрытием махинаций, это и достойная оплата труда, и возможность отдохнуть в праздники, и отпуск в удобном тебе месяце, возможность видеть свою семью и чувствовать, что ты добытчик в семье. Сейчас у милиционера остался только сниженный пенсионный возраст по сравнению с установленным для гражданских людей. На пенсию уходят в 45. Глава государства предлагает продлить его и уравнять с гражданским населением. Понимают ли они там на верху, что ППС-ник в 45 уже вряд ли добежит до грабителя с украденной сумочкой так быстро, как в 25? Вряд ли.

А как насчет агрессии и хамства?

Конечно, нельзя забыть в наше тяжелое время агрессию силовых структур и превышение полномочий. Знаете, быдло есть везде. Не зря говорят, в семье не без урода. Думаю, каждый из вас вспомнит не одну историю, когда тот или иной специалист в своей отрасли обидел или нахамил вам. Это тот же таксист, что в -25 не дал прикурить аккумулятор, потому что денег нет. Это грузчик, отказавший беременной в подъеме холодильника на этаж, потому что не оплачено. Это бабка в троллейбусе, поливающая грязью девушку с розовыми волосами, потому что та не такая, как все. Это продавец, выпроводивший мать с коляской из магазина, потому что «заляпаете тут все своими колёсами». Это быдло, которого в нашей жизни не так много по сравнению с хорошими людьми. И каждый получит по заслугам, на этом свете или на том.

Помню, как несколько лет назад в год, когда у нас пытались сделать очередную цветную революцию, люди вышли на площадь. Тогда первому ряду милицейского оцепления быдло переломало ноги арматурой. Вот не хочу сейчас о политике, не хочу и не призываю, но человек должен всегда оставаться человеком, по какую бы сторону баррикад он не находился.

А помните гибель молодежи на Немиге, где погибли двое сотрудников ОМОНа, пытаясь помочь упавшим? Все эти случаи, как и многие другие – это боль. И за тех, и за этих... Поверьте, очень страшно, когда собираешь ссобойку не на одного, а на роту, потому что муж идёт на Площадь, и ты не знаешь, где он будет стоять и покормят ли твоего и остальных. Страшно звонить и спрашивать, все ли хорошо, жив ли, потому что именно в этот момент ты можешь его отвлечь, и он не успеет закрыться от удара. Страшно, когда не знаешь, когда он вернется – сегодня или через два дня, в каком состоянии... И вернётся ли. Если вы думаете, что мой муж каждый божий день рассказывает мне эти неприятные мелочи хотя бы по телефону (потому как встречаемся мы дома не так часто, как хотелось бы), то вы глубоко ошибаетесь.

Мой муж вообще не говорит со мной о работе, просто бережёт психику. Почти пять лет назад я удачно распрощалась с данным местом работы и ничуть не жалею быть «гражданской».

Поверьте, за пределами милиции жизнь тоже есть. Я не жалуюсь на свою жизнь с мужем-ментом, я привыкла, поняла и простила, я жду его и скучаю, встречи после долгих разлук намного приятней и ценнее. Просто я хочу сказать вам, что по ту сторону баррикад такие же живые люди, со своими семьями, детьми и родителями, увлечениями, любовью и дружбой. Поймите их. И поздравьте. Благо, повод есть – 4 марта – День белорусской милиции.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что происходит в Беларуси. Объясняем на енотах

Боль • редакция KYKY

В жизни белоруса за первые два месяца 2016 года изменилось многое. Аналитические колонки в белорусских медиа представляют собой километры цифр и указов. Наглядно проиллюстрировать все изменения KYKY помогли еноты.