Рыбка из Бобруйска. После истории с секс-охотницей жертвы харрасмента предпочтут молчать, чтобы не показаться дурами

Боль • редакция KYKY
Впервые после видео «Он вам не Димон», в русскоязычных СМИ так бурно обсуждается расследование Алексея Навального. Казалось бы, что такого захватывающего в очередном “разоблачении" российского олигарха в коррупционных связях. Отвечаем: в игру вступила девушка, которая говорит не про коррупцию, а про секс и права мужчин в России. Объясняем, что произошло, кто такая Настя Рыбка и почему ее активность в Instagram делает всем только хуже.

Коррупционная яхта

Если вкратце: Алексей Навальный решил провести расследование и доказать, что российский миллиардер Олег Дерипаска замешан в коррупционных связях. По случайности (или нет) Алексей зашел в инстаграм модели из Бобруйска Насти Рыбки и увидел фото, на котором этот самый миллиардер развлекается на дорогой яхте вместе с полуголыми девушками и заместителем Дмитрия Медведева Сергеем Приходько. Из чего сделал вывод: один из членов правительства отдыхает за счет олигарха (Дерипаски). Возможно, Алексей был свято прав в своем расследовании, но Настя решила высказаться публично и целиком сместила фокус на свою личность.

HTML

Первое, что она сделала – записала видео со словами благодарности Навальному и призналась, что на яхте на самом деле происходило групповое изнасилование. Спустя полдня Настя записала второе видео – оказывается, никакого изнасилования не было, а все, кто в него поверил, не прошли «тест на юмор». Вместе с Настей не стал молчать и обвиненный в коррупции миллиардер: «Данные попытки искажения действительности и извращения информации дискредитируют только авторов подобного рода фальшивых «сенсаций», – сказал СМИ представитель Дерипаски.

Итог простой: вероятнее всего, конверсия от этого шума до прочтения расследования Навального – практически нулевая. Зачем верить человеку, слова которого подтверждает разве что Настя Рыбка? Хотя, признаться честно, никто не верит и ей.

Это не история Умы Турман, которая полжизни молчала о харассменте Вайнштейна

Настя Рыбка – не Ума Турман, которая молчала десятками лет о домогательствах Вайнштейна на съёмках «Убить Билла» и о том, как ее заставили ехать на большой скорости на машине, как она попала в аварию и получила сотрясение мозга. Даже когда в октябре пошла волна обвинений в харрасменте, Турман молчала, чтобы пережить эмоциональный взрыв и рассказать журналистам обо всём спокойно и доказательно. Мы верим Уме, потому что она не улыбается в камеру, а показывает ролик, где видно, как ее машина жестоко врезается в дерево. Но в нашей истории мы видим ролик с юной девушкой, репутация которой слабо вписывается в формат представлений публики о том, что такое мораль. «Если олигарх везет девушку из эскорта к себе на яхту, то она должна понимать, чем всё закончится» – очень распространенный комментарий к истории Насти. Часто ей и припоминают то, что она работает в эскорт-услугах. То, что женщина (и любой человек) имеет право отказаться от секса, которого не хочет – факт. Но убедительно ли выглядит конкретно эта героиня в своих признаниях?

HTML

Рыбка дала социальным сетям один вечер и одну ночь на то, чтобы пользователи обсудили её видеообращение с ультиматумом «или женитесь на мне, или я пойду в «Пусть говорят». После чего Настя сняла второй «влог», в котором призналась, что иронизировала над женщинами, которые стали массово обвинять мужчин в изнасиловании. Теперь Настя защищает права мужчин и всерьез требует пересмотреть законодательство, чтобы всем мужчинам, которых обвиняли в харассменте, было легче жить. Подытоживает героиня тем, что девушкам нравятся ухаживания и сексуальная активность мужчин. И вообще, секс – это прекрасно.

Права мужчин в СНГ – не то же самое, что права мужчин на Западе

Но защита прав мужчин в СНГ и на Западе – два абсолютно разных дискурса. Из-за недоказанных обвинений в сексуальных доказательствах Кевина Спейси выгнали из Голливуда, и любимый многими сериал «Карточный домик» снимают без его участия.

А операционный директор Facebook Шерил Сэндберг призналась, что обсуждение проблемы харассмента привели рынок труда в патовую ситуацию: «После флешмоба #MeToo несколько влиятельных людей лишились своих работ (ну и хорошо!) из-за домогательств к женщинам. Некоторые мужчины даже решили отреагировать, применив так называемое правило Майка Пенса, – вообще никогда не обедать наедине с женщиной, если это не их жена». Сэндберг считает, что массовые обвинения загнали мужчин, а теперь мужчины отказываются общаться с женщинами, что еще больше их изолирует и тормозит карьерный рост. Актриса Катрин Денев написала открытое письмо о том, что мужчина имеет право ухаживать за женщиной – мол, никому не понравится, если они полностью перестанут это делать. Кстати, даже Денев потом пришлось извиняться и объяснять, что она вовсе не имела ввиду, что мужчинам можно брать без разрешения всё, что по их мнению хорошо выглядит.

Фото: Кристин Ватне

Но представьте, если бы в Беларуси или России началась активная борьба за защиту прав мужчин. Просить свободы мужскому полу в наших патриархальных устоях – это борьба за гранью добра и зла. ООН посчитал, что 77% беларусок хоть раз в жизни (кто-то из них – намного больше) сталкивались с проявлением насилия. Сексуальному насилию подвергалась каждая шестая девушка нашей страны. Еще хуже ситуация после брака: каждая третья беларуска испытала на себе домашнее насилие. Так кого нам нужно оборонять?

Доказательства о вреде виктимблейминга теряют вес

Психологи и активисты отчаянно пытаются доказать цивилизованному миру, что виктимблейминг – это плохо, что не нужно винить жертву и оправдывать насильника. Это гигантская проблема: общество действительно часто очеловечивает агрессора и, наоборот, ищет причину преступлений в жертве. Фраза «сама виновата» уже стала настоящей болевой точкой всех, кто пытается доказать обратное. А история нашей героини отбрасывает всю медийную борьбу против травли пострадавших на несколько шагов назад. Почему? Потому что молодая девушка транслирует тысячам людей, как легко можно обвинить кого-то в групповом изнасиловании, увидеть вопли осуждения, а потом забрать свои слова назад. К сожалению, в русскоязычном медийном пространстве самые главные «жертвы» на сегодняшний день – это Шурыгина и Рыбка, что само по себе затрудняет конструктивную развязку диалога о проблеме насилия. Мы всё равно скатываемся в парадигму, где «виновата шлюха», а был ли секс, кто его хотел или не хотел, на какой добытой через коррупционные схемы яхте это происходило, – уже никому не важно.

HTML

От сарказма не удерживаются даже умные и образованные. Михаил Ходорковский пишет в Twitter: «Понравилось: – Сергей Эдуардович, что вы делали на яхте Дерипаски? – Рыбку жарил».

Жертвы насилия будут молчать, чтобы не показаться дурами

Следственный комитет Беларуси не раз признавал факт, что находить серийных маньяков сложно во многом потому, что жертвы изнасилований чаще всего молчат. Последний пример – в Полоцке задержали двух мужчин, которые с 2000 по 2017 насиловали женщин (с конца 2001 по 2009 был единственный перерыв на тюрьму, за обвинения в воровстве). Сначала делали это в открытую, затем стали подсыпать жертвам психотропы, чтобы ввести их в состояние овоща. И даже те женщины, которые были обездвижены, но оставались в сознании, потом не шли в милицию, потому что «боялись осуждения общества» и комментариев в духе «нечего выпивать с кем попало». Мы уже делали текст, в котором жертвы домашнего насилия объясняли, почему не обращались за помощью и не хотели, чтобы насильников наказывали. Спустя годы все они поняли, что гласность – это единственный шанс обезопасить общество от этой проблемы. Но после истории с Настей Рыбкой, яхтой, эскортом и групповым изнасилованием, которого не было, реальная жертва еще больше замкнется и будет бояться рассказать о своей трагедии, чтобы ее не подвергли буллингу, как это случилось с Настей.

В итоге женщины видят, что их могут заклевать с той же силой, и готовы проглотить, возможно, самый большой ад в своей жизни, только чтобы не почувствовать себя дурами.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я жалею, что родила». Исповедь трёх матерей

Боль • Сентябрина Астапенко

Тема материнства в современных реалиях стала похожа на священную корову. Instagram лопается от фотографий счастливых мам, Беларускам с детства внушают, что их основное предназначение заключается в воспроизводстве потомства. А если тебе 27 и ты пока не планируешь заводить детей, родственники уверены, что с тобой что-то не так. Kyky нашёл трёх женщин с полярно оппозиционным взглядом на материнство.