Как Амстердам, но без визы. Кто в Грузии сражается за легалайз

Боль • Нина Шулякова
Пишут, что в Грузии разрешили марихуану. В Грузии! Где за повторное употребление наркотиков еще вчера можно было загреметь в тюрьму на год, за хранение – на 11 лет, а за продажу – отхватить пожизненное. Пока свежи следы реформы, Нина Шулякова пообщалась с тамошними политиками и простыми гражданами, чтобы узнать, скоро ли Грузия станет страной всходящего ганджубаса.

Тех котиков, что прочитали в новостях и уже пакуют чемоданы в грузинский новогодний наркотрип, спешим обломать: никакой легализации марихуаны в Грузии нет и в ближайший 2017 год не предвидится. Но терять надежду не стоит.

Да, в туалетах тбилисских ночных клубов накурено так, что в молоке наркотического дыма видится белая лошадь. Да, молодежь скупает оптом на рынках папиросы, чтобы забить в бумажку вместо табака анашу. Да, по официальным данным, в Грузии 63,9% от общего числа людей, употребляющих наркотики, выбирают «план», и сотни из них готовы выйти на улицу, чтобы заявить об этом прилюдно – 2 июня в Грузии ежегодно гремит акция за то, чтобы марихуановых курильщиков не привлекали к уголовной ответственности.

В конце концов, да, самым ожидаемым событием новогодний ночи 2017 для горожан стало инстригующее шоу любви к марихуане от политической партии под названием «Гирчи» (переводится как «Шишки»), которая в прямом эфире под бой курантов высадила во дворе небольшую плантацию конопли. Лихо! Но на этом, пожалуй, с наркосвободами в Грузии все.

Это не то, что ты подумал

«У нас речь идет не о легализации, а о декриминализации марихуаны, – объясняет путаницу понятий Тамуна Лепсверидзе, главный редактор Ipress Media Group. И рассказывает, что от законопроекта до его утверждения может пройти куча времени. – Сперва парламент должен принять закон о смягчении наркополитики. Потом - декриминализацию. И потом только задуматься про легализацию. Беда в том, что сессия уже закончилась, а следующее заседание парламента будет только в феврале. До этого момента ничего поменяться не может».

Акция за декриминализацию марихуаны, 2 июня, Тбилиси. Фото: Reuters

Так что же произошло? 24 октября Конституционный суд Грузии признал тюремное наказание за употребление, хранение и приобретение марихуаны в небольших объемах – до 70 граммов – антиконституционным. Однако без «подписи» парламента это признание почти ничего не стоит.

Кроме того, уголовная ответственность за продажу наркотиков антиконституционной не признана. Значит, легальнее легкий наркотик так и не стал. Для наглядности можно сравнить, скажем, с легалайзом в Уганде, где государство само продает марихуану через государственные аптеки по 40 грамм в месяц на человека, или в некоторых штатах США, где продажа марихуаны разрешена, но облагается налогами.

Что думают местные: марихуана VS вино

«Конечно, марихуану в Грузии надо легализовать, – говорит разработчик андроид-приложений для Банка Грузии Александр Патаридзе. – Для экономики это будет очень хорошо. Например, штат Колорадо заработал в первый месяц легализации марихуаны 3,5 млн долларов на налогах от продажи. Для людей это тоже хорошо. Ведь алкоголь намного хуже, чем марихуана. Из-за алкоголя люди умирают. А из-за марихуаны никто не умирает. Нет, я, конечно, и сам могу выпить, но на следующий день – это же невыносимо».

Традиционно идеи легалайза поддерживают жители крупных или туристических городов (Тбилиси-Кутаиси-Батуми), молодежь до 35, креативный класс, а также грузины, занятые в IT. Ну и жители Сванетии, которые выращивают коноплю и делают гашиш в своих горах, кажется, с тех самых времен, как освоили растениеводство.

«Но все равно это не большинство, – говорит Тамуна. – По нашим данным, если «за» и «против» декриминализации марихуаны голоса населения разделились поровну, 50/50, то по поводу легализации большинство населения все-таки выступает против».

Многие относятся к таким радикальным изменениям настороженно, например, работник музея в Тбилиси Лаша: «У нас уже вводили декриминализацию частичную, но все равно сажали людей. Единственный плюс, который я вижу, – дети и люди, у которых немного денег, слезут с био (аналог спайсов). Его у нас очень многие принимают. Много смертей. И потом, сейчас у нас нет понимания, насколько все плохо в стране с наркоманами. Если мы легализуем марихуану, будем продавать ее в аптеках и вносить людей в список, то увидим реальное положение вещей. – и добавляет. – Только фамилию мою не надо писать. Не думаю, что кто-то в Грузии проверяют мою переписку, но не хотелось бы проблем».

HTML

Нет и не будет

«Разговор о легализации марихуаны идет в Грузии с начала 1988 года, – рассказывает Ираклий Какабадзе, писатель, правозащитник, перформер и «ветеран» кампании за легалайз, в которой участвует еще с 90-х. – Новая волна дискуссий поднялась в этом году, когда Гога Хачидзе, член партии «Гирчи» (да-да, тех самых «Шишек») и экс-министр охраны природных ресурсов вынес на обсуждение в парламент законопроект «о легализации марихуаны и декриминализации потребления всех наркотических веществ в Грузии».

Основные аргументы за легализацию были классические: борьба с коррупцией, начало метадоновой заместительной терапии для наркоманов, уменьшение количества случаев передозировки и смерти из-за наркотиков. При этом, надо понимать, что подобные идеи для Грузии не новы. Но всякий раз терпят фиаско. И сегодня битва за легалайз едва ли будет простой: экс премьер-министр Грузии и один из самых влиятельных людей страны Ираклий Гарибашвили прилюдно заявил, что легализации марихуаны не будет, пока у власти находится его коалиция «Грузинская мечта».

Против реформы выступают и такие тяжеловесы как МВД Грузии. Так активно, что многие сторонники легалайза обвиняют грузинскую полицию в том, что те намеренно прессуют участников Движения за декриминализацию наркотиков «Белый шум» (их лидеру грозило 14 лет за 70 граммов марихуаны) – устраивают задержания и обыски, чтобы «подловить» на перевозке марихуаны. Напряжение между сторонами такое сильное, что на последней акции «Белого шума», где приняли участие несколько тысяч человек, активисты и полисмены сошлись на кулаках.

Шишки наголо

Сторонники реформы, однако, верят, что все не зря. И волшебнику в голубом вертолете – быть.

«Общество стало более прогрессивным, – уверен активист Какабадзе. – Процесс у нас идет очень быстро и давление на правительство очень сильное. Как говорил великий Боб Дилан, «Время меняться!».

Фото: Mzia Seganelidze, RFE

Кто-то боится, что Грузия не готова, но Грузия – маленькая страна, как Беларусь. Грузия – не империалистическая. Поэтому у нас само государство может без проблем планировать [поток] марихуаны.

Намного лучше, чем это происходило бы в Америке. Государственное планирование марихуаны – единственный путь к экономическому прогрессу Грузии. Жесткие методы Саакашвили не работают и не будут работать никогда. В этом смысл: нет, нет и нет наркотеррору. Что Грузия выиграет еще? Звание чемпиона мира по плановедению и ганжеводству!»

P.S. Есть и еще одно мнение: минимальное смягчение наркополитики (без перегибов до полного легалайза) – скорее популизм, чем реформа. Говорят, нынешнее правительство Грузии, конечно, демократичнее Саакашвили, но и аккуратнее его в 10 раз: не стоит ждать резких движений. Так что пока, господа, все-таки Амстердам.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Раз Новый год наступил – пора подумать о геополитике

Боль • Макс Бренд

Почему в Европе происходят теракты, и что делать с ИГ? Как связаны брекзит и трампизм? Изменит ли популизм мир, и когда закончится война в Сирии? События в мировой политике комментирует доцент, кандидат исторических наук Роза Турарбекова.