«Чисто психологически ситуации в Армении и Казахстане случились под воздействием медиа, которые транслировали переворот в Турции»

Боль • Мария Войтович
Попытка военного переворота в Турции, захват полицейского участка в Ереване, вооруженное нападение на РУВД в Алматы, теракты в Ницце и Мюнхене. Связаны ли эти события междуу собой? Объясняет политолог Андрей Елисеев.

Причины неудавшегося переворота в Турции – внутриполитические. Точно так же, как и событий в Армении. Скорее, они связаны с недавним обострением ситуации в Нагорном Карабахе и действиями радикальной оппозиции. А в Казахстане мы наблюдали за действиями даже не радикальных исламистов, а одного подозреваемого рецидивиста, который, судя по всему, просто мстил.

Случай с перестрелкой говорит о дестабилизации Казахстана

Вообще, дестабилизация в Казахстане может быть и по другим поводам. Во-первых, Назарбаев уже стар, а вся система заточена под него. Он сидит на вершине правящей пирамиды и, в общем-то, относительно скоро уйдет в любом случае в физическом плане. Непонятно, какая структура власти установится в Казахстане после этого. Это раз. Во-вторых, часть населения – молодежь – представляет исламистское движение, с которым спецслужбы Казахстана борются. Они любят приписывать любые общественные недовольства именно этому движению. В любом случае никакой связи между событиями в трех упомянутых странах нет. Единственное: возможно, чисто психологически ситуации в Армении и Казахстане случились под воздействием СМИ, которые транслировали переворот в Турции. Он как бы вдохновил этих людей действовать.

Вообще, то, что происходит в Турции и Армении – это не сюрприз. В Турции попытки военных переворотов случаются каждое десятилетие, в Армении, как я уже сказал, напряженная ситуация из-за Карабаха. Кроме того, в 1999 году случился расстрел парламента (никто про это не забывает). В стране есть довольно радикальная оппозиция. В основном, это ветераны карабахской войны. Если брать ситуацию в Казахстане, случай с перестрелкой говорит о дестабилизации государства.

Что происходит в Армении

В апреле произошла эскалация конфликта с Азербайджаном, который взял под контроль буквально несколько квадратных километров территории, которую контролировала Армения. Это послужило причиной для некоторых радикальных армянских деятелей, мол, армянские власти проводят политику соглашательства и пытаются урегулировать конфликт не в пользу армянских территорий. Тут речь идет о том, что Армения контролирует не только Карабах, но и пять районов Азербайджана, которые не входили в него. Некоторые считают, что во имя мира Армения могла бы отпустить азербайджанские районы.

Заблокированный полицейский участок в Ереване, фото: Reuters

Ну и части ветеранам войны эти уступки не нравятся. Участок захватило маргинальное армянское движение Армении в ответ на арест его лидера, ветерана Карабахской войны. Захватчики требуют, чтобы его освободили, а президент Армении пошел в отставку. Понятно, что это абсолютно нереально. Где вы видели, чтобы легальный президент уходил со своего поста на практически террористические требования? Если бы захватчики хотя бы не убили сотрудника правоохранительных органов, их можно было бы называть как-то по-другому. И не исключено, что недовольные внутриполитической, социальной и экономической ситуацией в стране армяне вышли бы на призыв захватчиков выражать свои недовольства на улицы в большем количестве. Но призывает маргинальная сила, лидер их – тоже маргинален. Все это понимают. Вдобавок, то, что не устраивает армян в их жизни, пока еще не довело людей до такого уровня, чтобы массово требовать свержения действующей власти, тем более рискуя чьими-то жизнями. Так что здесь ничего неясного нет: события крутятся вокруг эскалации конфликта в апреле и арестом лидера, и пока складываются явно не в пользу оппозиции.

Что будет, если президент Эрдоган введет в Турции смертную казнь

Попытка переворота в Турции произошла именно сейчас, скорее всего, потому, что 1 августа планировалось заседание Верховного военного совета, где могли быть приняты решения о чистках в военной среде. Узнав о предстоящем событии, организаторы посчитали, что самое время начинать какие-то действия. Скажем так, пока чувствуется, что четкого понимания, какие были мотивы и кто организатор, нет и у самих турецких властей, которые готовы все спихивать на политического оппонента Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. А Гюлен – это очень авторитетный исламский проповедник, но не с точки зрения какого-то радикального исламизма.

Он выступает за демократию, говорит о равноправии женщин, поддерживает вступление Турции в ЕС. Журнал Тime включал его в список 100 влиятельных лидеров мира. Этот человек встречался с Папой Римским. Попытки турецких властей все свалить на него – это такая же аналогия, как, например, китайцам обвинить Далай Ламу, назвав его духовным террористом. Понятно, что движение Гюлена (Хизмет – это движение за мир, основывающееся на идеях пацифизма и предлагающего новый современный взгляд на ислам) популярно в исламском мире. В Турции у него много адептов. Но вряд ли этот человек принимал здесь какие-то решения и стоял за путчем. Скорее всего, турецкие власти просто пытаются расквитаться с влиятельным политическим оппонентом. К слову, в Турции в 2013 году власти попытались закрыть сеть каких-то образовательных гюленовских учреждений. Назрел конфликт между ним и Эрдоганом. Вот Эрдогану и выгодно все спихнуть на него.

Фетхуллах Гюлен, фото: AP

Если Гюлен не виноват, то в чем тогда причина путча

Скорее всего, причина накаленной внутриполитической ситуации в том, что Эрдоган – человек с авторитарными замашками, который хотел бы поменять конституцию, иметь побольше президентских полномочий, не стесняется зажимать независимые СМИ. В 2013 году, когда в стране проводились массовые протесты в Стамбуле, касающиеся, например, вырубки парков в пользу строительства учреждений, связанных с правящей эрдогановской партией, он, в общем, неправильно себя повел. Вместо того, чтобы разрешить мирно эту проблему, власти только накалили ситуацию. Были десятки раненых людей. Конфликт растянулся на несколько месяцев. Знаете, тут интересная ситуация: с одной стороны, в Турции, в отличие от Беларуси, есть реальные выборы с реальным подсчетом голосов. В прошлом году на парламентских выборах в Парламент вошла курдская партия. Это случилось, несмотря на большой избирательный порог. Это помешало Эрдогану собрать в Парламенте абсолютное большинство голосов, чтобы поменять конституцию. В Турции, скажем – такая нелиберальная демократия. Выборы есть, но исполнительная власть зажимает гайки, нарушает права меньшинств, независимых СМИ. Скорее всего, после этого неудавшегося путча зажимание станет еще сильнее. Но, на самом деле, люди, которые поддержат в этом Эрдогана, будут сами себе стрелять по ноге.

Правда ли, что Турцию могут исключить из НАТО и ЕС

Конечно, введение смертной казни перечеркнет Турции весь переговорный процесс с Евросоюзом. Вдобавок, нарушив таким образом Европейскую конвенцию ЕС по правам человека, Турция будет вынуждена выйти из Совета Европы – того, чего так не хватает белорусам. Многие турки, в том числе поддерживающие Эрдогана, ждут правосудия из Страсбургского суда (около 10 000 заявок, которые не успевают рассматривать).

Плакат с Эрдоганом, фото: remocontro.it

Если в Турции примут смертную казнь, заявки не будут рассмотрены. Так что последствия такого шага могут быть очень негативными, в том числе, для простых рядовых турков. Ну и, разумеется, если Турция будет настаивать на выдаче Гюлена без предъявления четких доказательств, то, разумеется, отношения с США тоже испортятся. В общем, сейчас Эрдогану было бы правильно начать процесс примирения. Посмотреть и проанализировать, что привело к этому путчу. Но, скорее всего, процесс зажимания гаек продолжится.

Учитывая неординарность ситуации и замашки Эрдогана, который хотел бы расквитаться со своими личными неугодными оппонентами, то, гипотетически он может пойти на обострение отношений с ЕС и США для внутриполитических бонусов. Еще вариант – неполное зажимание гаек. Такое, чтобы переговоры с ЕС не прерывались. Сейчас сложно сказать, как будут развиваться события. Однозначно, ситуация в Турции будет оставаться наколенной как минимум еще несколько ближайших месяцев. Вдобавок, наблюдается напряжение между турецкой и курдской армиями. До 2015 года военных действий практически не было, теперь они возобновились. Кроме того, в последнее время довольно окрепли курды на севере Сирии. Там уже фактически есть независимое курдское государство, а Турция привыкла вести политику, разбираясь с какими-то курдскими группировками, нежели выстраивать отношения с курдским миром. Ситуация поменялась. Фактически есть крепкий иракский Курдистан, окреп сирийский Курдистан. Понятно, что турецкие курды тоже поднимают головы. Им хотелось бы иметь большее влияние на принятие решений в Турции – это однозначно.

Девушка из отряда курдской самообороны YPJ, фото: EPA

Могут ли потоки беженцев из Сирии пойти через Россию

Если переговоры Турции и ЕС приостановятся, а через несколько лет возобновятся – здесь ничего нового не будет. А вот если произойдет дестабилизация, то нужно понимать следующее. Потоки беженцев из Сирии сейчас в основном идут через Турцию. Пока они движутся в сторону Запада, но с охлаждением отношений с ЕС могут поменять курс на Закавказье и Россию. Это приведет к серьезным последствиям для всех. Ну и, естественно, если с ЕС будут конфликты, то договоренности, которые касались оттока беженцев, прервутся.

Россия, пользуясь похолоданием в отношениях Турции и Запада, возможно, попробует наладить контакт с Турцией. Сейчас, в общем, и так идет нормализация этих отношений. У России есть интерес в ослаблении НАТО, а Турция – ключевой союзник в регионе и член НАТО. Конечно, России было бы выгодно, если бы отношения Турции с США и Западным миром ухудшились. Но представить, например, что Россия толкает Турцию в этом направлении специально – это вряд ли. Но если в Турции будут продолжаться жесткие расправы над участниками путча, если, повторюсь, в стране будет введена смертная казнь, а президент продолжит обвинять во всем Гюлена, то США и ЕС ничего иного не останется… Отмена смертной казни – это один из принципов Евросоюза и Совета Европы. Если Турция ее вводит, то автоматом прекращается процесс переговоров. Середины быть не может. Турция сама выбирает такой путь. Понятно, что сожалеть об этом потом будут и Турция, и Запад. Беларусь – единственная страна в Европе, которая не является членом Совета Европы. А это важный инструмент.

Если права человека нарушены и на внутригосударственном уровне их решить не получается, житель Турции обращается за помощью в Совет Европы, а житель Беларуси так не может.

Так что, принимая сейчас какие-либо решения, Эрдоган должен четко осознавать: от мести путчистам народу не станет легче. И те, кто эту месть поддерживает, подставляют сами себя, лишая себя судебной справедливости на международном уровне.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Всплывают в бассейне и светятся в темноте. Проверяем мифы о силиконовой груди

Боль • Ольга Родионова

Редакция KYKY нашла двух отважных женщин, которые не скрывают факт того, что прибегали к помощи пластической хирургии. Они рассказали про все легенды и мифы об искусственной груди, объяснили, зачем это надо, как не войти в раж и вовремя остановиться. А хирург Дмитрий Батюков прокомментировал ответы девушек с профессональной точки зрения.