10 августа 2018, 13:16

Greenbelarus.info приехали в Браслав и попросили редактора местного портала Гальляша Сяляву объяснить, как в городе реализуются проекты на деньги из Европейского союза. Кроме того, мужчина рассказал, за счет чего вообще живет город. Итог не самый утешительный.

Как город живет благодаря туристам

Журналисты приехали за день до Viva Braslav, поэтому затронули и тему фестиваля. «На время фестиваля уеду. Здесь будет кутерьма. Местные хоть и питаются от туристов, все-таки обычно несколько дней пытаются «пересидеть» в других местах. Для браславчан туристы – пожалуй, единственная стабильный источник заработка, не считаю рыболовства», – говорит Гальляш. 

Гальляш Сяляву. Фото: greenbelarus.info

По словам гида, летом весь город работает на туристов, на новый год еще усадьбы заказывают, но в остальное время в Браславе тихо. Во всем районе, который довольно небольшой сам по себе, работает около 300 агроусадеб.

Как простаивают проекты на деньги Европейского союза

Самый заметный региональный проект – «Браславский район – первый климатически нейтральный муниципалитет Беларуси». Его финансирует Европейский Союз – это указано на билборде.

Фото: greenbelarus.info

На уличных фонарях на площади у озера Дрывяты стоят солнечные панели: «Кроме специальных солнечных панелек, у нас модернизировали и старые уличные фонари. Всего более полусотни из них сейчас с новыми светодиодными лампочками. Конечно, люди это замечают, но сами такие панельки на крыши не ставят и хотят. Потратить деньги на солнечную панель не каждый может себе позволить, хотя и в перспективе можно сэкономить», – говорит Гальляш Селява.

Каждая натриевая лампа в фонарном стобле Браслава потребляла 150 ватт в час, новая светодиодным – всего 53. Значит, только на замене ламп Браслав будет экономить около 11731 киловатт-часов в год. 

Около года назад в городском парке огородили большую часть. За забором появилась площадка для тенниса, скалодром, веревочный парк. Но, по словам гида, калитка туда постоянно закрыта. Вдруг к журналистам подходит мужчина, возможно, педагог местной гимназии: «Что, хотите попасть внутрь?» – «Да, а можно?» – «Ну, конечно нельзя. Тут же, понимаете, снаряжение нужно, инструктор… А его нет» – «А где он?» – «Да и не было. Зато у нас тут соревнования проходят».

Другой объект, построенный на европейские деньги, – парусная школа на берегу озера Дрывяты. «Поляки деньги дали, здание есть, лодки есть, а инструктора, заново таковой нет. Так и стоит, ждет лучших времен», – говорит Гальляш.

Многие жители города буквально живут на рыбе. Возле автовокзала есть место, где ее всегда продают. Журналисты пришли на это место, но продавец-рыбак сначала накинулся с традиционными вопросами про «лицензию на фото», а затем и вовсе спрятался внутри. 

«Рыбы, говорят, все меньше у нас. Озера зарастают, кажется, из ферм в них попадают различные химические вещества, вот они и цветут», – рассказывает Гальляш. Во многои и из-за этого многие уезжают. Кто просто на заработки, а кто и насовсем. Хотя людей на улицах в будний день немало, но это все туристы: «Местные либо на работе, либо в огородах копаются. Молодежи у нас немного. А активной – и того меньше», – объясняет гид.

Журналисты попытались узнать, что знает молодежь про климатическую нейтральность, про цели устойчивого развития, как вообще включается в проекты, но получили резонный ответ: «Да кто туда включается, кроме властей? Их любопытство понятно, деньги европейцы предлагают немалые. Проекты привлекательны, но к участию в их реализации, не говоря об обсуждении, местные почти не имеют отношения, на мой взгляд. Да и не заинтересованы в этом власти. Даже в пиаре этих проектов не заинтересованы. Ничего рассказывать не хотят. Пишу им письма, а в ответ – тишина», – говорит Гальляш.

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме