14 июня 2018, 12:02

«Евроторгу» (ему принадлежат «Евроопт» и «Бруснiчка») уже мало места на беларуском рынке. Компания обратилась в МАРТ с просьбой пересмотреть антимонопольный закон, пишет TUT.BY. Сейчас торговая сеть не может занимать более 20% в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров, «Евроторг» же предложил поднять монопольный порог до 35% или вообще убрать. Бизнес-союзы выступили категорически против. Этот спор решали на заседании общественно-консультативного (экспертного) совета при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Спойлер – все осталось по-прежнему. 

Почему ограничение и 20% – это плохо (мнение «Евроопта»)

Во-первых, руководители ритейлера ссылаются на мировой и европейский опыт. Например, в России антимонопольный порог составляет 25%. В других европейских странах, по словам компании, такого ограничения вообще нет. Например, в Финляндии S Group контролирует 44% продовольственной розницы, в Швеции группа ICA — 39%, в Швейцарии Migros — 31%, в Литве MAXIMA — 33%. Во многих странах 90% рынка просто поделено между несколькими крупными игроками – и все в порядке. То есть сети могут развиваться гораздо больше, чем у нас. Да, антимонопольные меры принимаются, но только при достижении этим субъектом доли рынка 35−40%.

Во-вторых, такое ограничение в «Евроторге» считают механизмом борьбы с конкуренцией. Сеть хочет и может расширяться, а 20% не дают этого сделать. 

В-третьих, «20-процентный барьер затрагивает сегодня интересы населения малых городов численностью до 50 тысяч и деревень. Это 23 тысячи деревень и 168 городов. И они сегодня живут без современного формата торговли. При этом цены в традиционных магазинах в деревнях на 30% выше, чем в городе. То есть люди, которые зарабатывают в полтора раза меньше, вынуждены покупать продукты дороже. Это одна из плоскостей качества жизни, которая недоступна большому количеству населения, — сказал Гендиректор «Евроторга» Андрей Зубков. — Мы проживаем в Минске и говорим, что у нас хорошо развита конкуренция, все у нас хорошо. Но на территории проживания 40% населения страны этой конкуренции нет. Там есть около 100 магазинов современного ритейла. 100 магазинов из 1600. Если убрать «Евроторг», то только 4% ритейла расположены в малых городах и селах».

Чем чревато увеличение или снятие антимонопольного барьера 

По информации Бизнес-союза, в некоторых районах Беларуси баланс уже нарушен. Доля одной крупной сети превышает 20% – и это привело к массовому закрытию торговых объектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Белкоопсоюза, к снижению поступлений в местные бюджеты. А если брать в расчет выручки аффилированных структур, то эта доля крупной сети и вовсе составляет 45−50%. То есть эта монополия негативно влияет на конкурентную среду, развитие малого и среднего предпринимательства, финансового состояния производителей и переработчиков продуктов питания.

По словам министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича, увеличение или отмена нормы в 20% даст преимущество для развития только одной сети. «У нас цифры по долям торговых сетей являются закрытыми, потому что по доле сети можно посчитать товарооборот. Но могу сказать, что единственная сеть, которая приблизилась к порогу в 20%, — это „Евроторг“. Далее идет сеть „Корона“, которая имеет в 8 раз меньшую долю. Суммарно доля 8 сетей меньше доли „Евроторга“. Из этого можно сделать вывод, что вряд ли сегодня изменение этой нормы будет способствовать увеличению долей других сетей и увеличению конкуренции на рынке», — сказал Колтович.

Также уже возникают проблемы у беларуских производителей. Они говорят, что их товарам сложно попасть в сети. Ритейлеры требуют глубоких скидок по топ-позициям, а эти скидки потом даже не транслируются на покупателя. Кроме того, производители жалуются на высокие торговые надбавки. 

Собственные торговые марки тоже вошли в список рисков – они создают неравные условия конкуренции. 

А еще больший захват рынка монополистом несет риск увеличения цен и нарушения прав потребителей, считает МАРТ. Для государства же на данный момент больше важны права потребителей, чем интересы торговли.

Высказался и Нацбанк: там считают, что дальнейшее расширение «Евроопта» «приведет не только к усилению рисков обеспечения ценовой стабильности, но и к риску устойчивого функционирования банковского сектора», поскольку «компания имеет значительный объем обязательств перед банками страны». Более половины банков «имеют на балансе кредиты, выданные ритейлеру, либо обязательства по предоставлению денежных средств».

Мнение «Евроопта» по поводу этих рисков

Гендиректор «Евроторга» Андрей Зубков считает, что властям в первую очередь надо заботиться об интересах населения: «У нас только в этом году более 40 коллективных обращений от граждан с просьбой открыть магазин. А нам не разрешили».

Также он отметил, что ритейлер стал лидером не просто так: «Мы просто пахали в 3 раза больше, действовали в 5 раз быстрее, чем остальные. Нам ничего просто так с неба не свалилось. Сначала мы развивались там, где больше доходы и меньше издержки, потом идем дальше и дальше. Это экономическая логика. И я понимаю другие сети, которые пока не рвутся в малые населенные пункты».

На претензию о собственных торговых марках гендиректор привел пример из жизни: «Мы поставляли шоколадки из России, которые были на 40% дешевле, чем у нашей дорогой «Коммунарки». Вы же тоже не хотите платить за один и тот же товар, сопоставимый по качеству, дороже? Поэтому мы пришли и предложили сделать такую же шоколадку, как у русских, такого же качества, по такой же цене». По его словам группа СТМ занимает 220 миллионов долларов – это около 11% от общего товарооборота сети. «То есть на такую сумму мы разместили заказы на предприятиях в Беларуси. Разве это плохо?»

На претензии Нацбанка Зубков ответил, что готов доказывать «хорошее финансовое положение сети вплоть до Нацбанка».

В отношении выбивания бонусов и скидок подход «Евроопта» тоже вполне логичный: «Допустим, у нас есть цена в категории — 1 рубль. Приходит поставщик и говорит, что хочет продать товар из этой категории за 1,5 рубля. Мы говорим «нет», не понимаем тебя. Зачем нам это? Чтобы мы поставили товар на полку, а наш покупатель пришел в магазин и с недоумением посмотрел на этот товар? Чтобы мы его поперекладывали с места на место, а потом вернули? Будь добр, приблизься к конкурентной цене. Для этого тебе надо сделать вот такую скидку, до рыночной цены, до 1 рубля. Будь конкурентен. Как ты сделаешь — через скидки или бонусы — нам неважно. Нам бонусы не нужны. По большому счету, бонусы нужны производителям для увеличения своих объемов».

Что решено на данный момент

Антимонопольное ограничение в 20% остается в силе. За это проголосовало большинство участников заседания. К тому же в Беларуси действует указ № 345, который снимает антимонопольные лимиты в малых городах и на селе – это больше 15 тысяч населенных пунктов. На 30 мая из 626 продовольственных магазинов «Евроопта» только 96 (15,4%) расположены на селе.

В итоге Андрей Зубков сказал, что ритейлер будет «следовать законодательству и работать по указу № 345». При этом гендиректор «Евроторга» отметил, что у компании есть сложности в работе с областными Советами депутатов, которые не спешат согласовывать открытие их торговых объектов. Владимир Колтович согласился в режиме онлайн отслеживать имеющиеся вопросы по этой проблеме.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме