«Придется выкинуть бабушкин сервант». Как поднять беларускую экономику: шесть правил от редактора «Коммерсанта»

Деньги • редакция KYKY

​​Сделать такую экономику, которой будет довольно все население, невозможно. Всегда будут те, кому от реформ стало лучше, и кто потерял теплое насиженное место. Заместитель главного редактора по экономической политике «Коммерсанта» Дмитрий Бутрин рассказывает нам, как Беларуси привлекать инвесторов, чтобы заработать на российско-украинском кризисе, почему иностранцы должны обязательно участвовать в приватизации и как построить новое социальное государство на советском менталитете.

Приватизируйте все

Можно в дальнейшем улучшать позиции бизнеса, можно строить электронное государство, можно делать программу повышения эффективности госслужбы, можно налаживать торговую кооперацию не только с Россией, но и с Литвой и другими странами Балтии – радикально изменит ситуацию только приватизация.

Беларуское правительство не является отчетливо антирыночным. Оно говорит, что государственный сектор, как минимум, не должен пострадать. При этом оно заинтересовано в развитии частного сектора только до тех пор, пока тот не начинает представлять угрозу для госкомпаний.

По большому счету, в таких условиях ничего рациональнее, чем приватизировать кучу государственного имущества, причем не только неприбыльного, но и прибыльного, с тем, чтобы смягчать за полученные деньги транзит государственного сектора в негосударственный, придумать невозможно.

При проведении торгов важен только один момент: имеют доступ к приватизации иностранцы или нет. При этом абсолютно нет смысла выбирать, каких иностранцев пускать: их можно пустить либо всех, либо никого. Любые «мудрения» с тем, кто к нам придет, могу только отпугнуть потенциальных кандидатов.

Постройте новое социальное государство

Деньги от приватизации стоит тратить на оплату социального государства Беларуси, которое не может быть демонтировано мгновенно. Сокращение государственного сектора в пользу частного может привести к тому, что реформы станут непопулярными из-за мгновенного обрушения госсектора.

Социальная модель десятилетиями гармонично вписывала Беларусь во все окружение, и даже если решить демонтировать социально-ориентированную экономику, нельзя это сделать даже за пять лет: такого руководителя скорее всего «снесут». В случае Беларуси социальный сектор нужно финансировать, и единственный способ его финансирования – это средства от приватизации.

Фото: Shapira Aryna

Есть множество специалистов, которые скажут, что нельзя проедать деньги от приватизации. Увы, в некоторых случаях нужно кормить социал-демократически настроенный народ, зная, что это плохо. Альтернатива – это обрушивающие реформы, которые ставят под сомнение дальнейшее развитие экономики, потому что население просто не захочет такую экономику развивать. При этом очевидно, что нынешняя социальная модель в стране безответственна: социальная поддержка производится в адрес не конкретных людей, которым что-то нужно, а в интересах государства.

В нынешней ситуации неважно, поддерживает государство инвалида, который живет в семье обеспеченных людей (например, директора завода), или инвалида, который живет в семье колхозника. Все получают равную поддержку. Это, конечно можно назвать справедливостью, но вообще это не очень эффективно.

Если население все равно хочет социал-демократии, если оно культурно ориентировано на него, нужно им дать то, что работает. Можно увлечь людей принципами истинной справедливости вместо советской.

Приходишь и говоришь, мол, люди, мы поддерживаем в стране 500 тысяч инвалидов, у нас их много. Из этих инвалидов поддерживать реально нам нужно 400 тысяч, а 100 тысяч – они сами кого хочешь поддержат.

Если мы вежливо прекратим поддержку тех, кто в этом не нуждается, и отдадим вдвое больше денег тем, кому необходимо, население прекрасно поймет такую модель справедливости – оно будет видеть в этом ту же социал-демократию. Тот руководитель, который на это пойдет, в том числе в пропаганде, в том числе в идеологии, выиграет очень много политических очков.

Фото: Martin Parr

Беларусь – довольно крепкая и довольно адаптирующаяся в силу своего положения экономика. Обычно такое общество легко реагирует на новые социальные идеи. И предложить им новое социальное государство, оплаченное через приватизацию, – хорошая макрореформа.

Пользуйтесь кризисом в российско-украинских отношениях

Беларусь мало пользуется независимостью Нацбанка от российской денежной системы. Она не до конца понимает, какие возможности для нее открываются в связи с конфликтом России и Украины. Есть куча украинских предпринимателей, которые до 2014 года сидели на российском рынке, и сейчас они могут продолжать получать этот доступ через Беларусь. В такой ситуации вполне разумно дать украинскому бизнесу пользоваться Беларусью в качестве хаба для российского экспорта. Заключите соглашение о поддержке инвестиций.

Россия, несомненно, будет давить, но Беларуси есть чем парировать: Украина – это большое соседнее государство, и как бы Россия к этому ни относилась, важно сказать, что Беларусь с ним не воевала.

Хочет Украина инвестировать в агропроизводство – рядом есть Беларусь, куда можно инвестировать. Не можете из Украины вывозить продукты – выращивайте их в Беларуси. В Беларуси денег не хватает на то, чтобы в это инвестировать, – в Украине деньги есть. При этом никто никогда не закроет агроэкспорт Беларуси в Россию, ведь Россия подсела на беларуские продукты.

Не останавливайтесь на половине китайского пути

Мысль о том, что мы можем бесконечно продлевать существование Советского Союза в нынешнем виде – это главная проблема, которая подпитывается естественной настороженностью беларуского самосознания в отношении реформ. Поэтому власти, сохраняя советские идеалы, предложили обществу модель китайского пути, но только идут по нему они уже 30 лет. Китай к этому моменту давно ушел к рыночной экономике и стал развитой страной. Беларусь почему-то встала на полдороги и не захотела двигаться дальше: приватизировать госимущество, устраивать нормальное социальное государство, реформировать пенсионную систему.

Беларуское общество ценит стабильность, ценит остатки социального государства, ценит остатки Советского Союза, но ведь невозможно все время жить в консервированной советской квартире. Вкусы меняются, технологии меняются – нужны новые идеи. При этом сама постановка вопроса – мы что-нибудь поменяем – в беларуской экономике вызывает только панику.

Фото: kvit

В тот момент, когда беларусы смирятся с идеей, что рано или поздно придется выкинуть бабушкин сервант, будут возможны настоящие реформы. Но это вне экономики – это социальные идеи. В автократии – а Беларусь, несомненно, автократия – об этих реформах думать сложно.

Не кормите IT-сектор государственными деньгами

Самое чудесное, что с Беларусью происходило за последние 10 лет – это ее мощный IT-сектор, который без вмешательств государства будет только развиваться. Когда в IT-бизнес приходит господдержка, компании начинают «жиреть», компании начинают наглеть, компании начинают переключаться с зарабатывания денег на зарабатывание государственных денег.

Обычно это происходит под видом создания Кремниевых долин. Эти лозунги на Западе были популярны 20 лет назад, когда считалось, что IT-бизнес должен сидеть ради какой-то мифической синергии в долине, сверху которой растут апельсины, а снизу – умные головы.

Можно поставить под Гомелем табличку с надписью «Кремниевая долина», только из этого все равно ничего не выйдет.

Стране нужны IT-компании, в которых работают беларусы, а строительство Кремниевой долины не решит эту задачу. Вот сейчас где в Беларуси Кремниевая долина? Нигде, но зато IT-сектор в стране сильный.

Открывать совместные кафедры с прибалтийскими университетами

Хорошей поддержкой, в том числе и для IT-отрасли, может стать открытие новых университетов. Есть страны, в которых университет построить просто невозможно, а есть страны, в которых он вырастает сам. Менталитет беларусов – просвещенческий. Беларусь – часть восточноевропейской территории, в которой университет строить легко: население понимает, зачем это нужно, и очень хорошо относится к занятиям этих странных ученых людей, которые черт знает, чем тут занимаются, но тем не менее после 20 лет этих занятий выясняется, что мы богаты.

Для развития образования разумно скооперироваться со всей Балтикой, в которой много университетов на северной и центральной части, и начать открывать совместные политехнические кафедры.

Кадр из фильма «Назад в будущее»

При этом закрывать действующие университеты не стоит. Наверняка, в том же Гомеле есть сельскохозяйственный институт. Так вот, закрывать его нельзя – нужно придумать, для чего он нужен. Попробуйте дать людям возможность в нем что-нибудь сделать, и через пять лет окажется, что там есть ростки, и они даже поднимаются.

Сильные университеты помогут развивать тот же IT-сектор. Хотя почему только IT? Сейчас смешно говорить о биотехнологиях, но через 15 лет они выйдут на первый план. Откуда мы знаем, что в Беларуси через 20 лет не может быть современной фармы? Человечество совершенно не обязано постоянно находиться в признанных местах: вот был мировой финансовый центр в Лондоне, а потом взял и переехал в Гонконг за 10 лет. Австралийская экономика, как инновационная, поднималась-поднималась, но сейчас процесс остановился. Вообще, никогда не знаешь, где в лотерее выиграешь: надо периодически покупать билеты и не тратить на это слишком много денег.

Ожидания VS Реальность

Это все звучит фантастично, но мы же говорим об условной Беларуси, в которой возможно все, а не о нынешней Беларуси, в которой сидит крепкий авторитарный режим, который не очень руководствуется этой логикой. Хотя, в сравнении с российским, думает больше: он не такой спесивый и вынужден ориентироваться на реальность, потому что нефти поменьше.

Если мы думаем об идеальном беларуском государстве, то оно находится в очень выгодной позиции со всех сторон: это образованное население, хорошая математическая школа. Есть депрессия в обществе, вызванная тем, что Беларусь за свою небольшую историю пока никуда особо не двигалась. Начнет двигаться – депрессия пройдет. В какую сторону двигаться? Да перестать натирать лаком старый комод, а дальше делай, что хочешь.

Метафорой, в какую сторону двигаться Беларуси, все увлечены напрасно. На самом деле каждый человек должен двигаться в ту сторону, в которую считает нужным. Кто-то может двинуться в Люблин, кто-то может двинуться в Москву, кто-то – на огород выращивать клубнику. Важно, чтобы все движение было свободным и комфортным. Любое сознательное выбранное направление для страны – это часть идеологемы нынешней власти, о том, что Беларусь должна куда-то двигаться. Государство не умеет определять направление движения, а у населения это вызывает только напряжение.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Экс-директор НАИП Наталья Никандрова: «Поработав на госслужбе, понимаешь, почему чиновник говорит «нет», когда здравый смысл отвечает «да»

Деньги • Вика Луд

Экс-директора Национального агентства приватизации и инвестиций (НАИП) Наталью Никандрову вся деловая элита знает еще со времен ее работы в Беларуской торгово-промышленной палате и международной компании Ernst&Young. Перейти на работу в госаппарат ее пригласил лично Снопков, когда еще занимал пост министра экономики, но, Проработав до окончания контракта, Никандрова покинула пост. KYKY встретился с Натальей и спросил, сколько можно продержаться в госструктуре на маленькой зарплате и больших амбициях, почему в Беларусь не приходит инвестор и как его сюда привлечь.