«Пряника без кнута для беларуского бизнеса не будет». Юрист, строитель и логист о том, как Декрет №7 изменил их жизнь

Деньги • Ирина Михно
На прошлой неделе президент, наконец, подписал Декрет №7 «о развитии предпринимательства». Поправки в законе с трепетом ждали все бизнесмены, ИПэшники и даже руководители госпредприятий - он обещал изменить их жизнь. Чтобы выяснить, сбылись ли позитивные бизнес-ожидания, KYKY поговорил с юристом, строителем и логистом: хорошего много, но есть свои нюансы.

Изменения в сфере транспортной логистики. Комментирует консультант по R&D, логистике и управлению производством Apply Logistic Consulting Дмитрий Черноморец

«В целом этот Декрет просто прекрасен. Не скажу, что он создал революцию на транспортном рынке, но приятные бонусы есть. Первое – теперь водителям не нужно оформлять путевые листы – дурацкий документ, в котором никогда не было смысла. Стопроцентный советский архаизм, не выполняющий никаких функций ни для перевозчика, ни для клиента. Грубо говоря, минус одна фигня, несущая только затраты и риски, связанные с нарушениями правил оформления, которые, в свою очередь, влекли за собой штрафы при проверке. В общем, отмена путевых листов сделала нашу работу чуть комфортнее. Второе – осуществление перевозки отходов производства (при наличии товарно-транспортной накладной) без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства. Это еще одна приятная новость. Она касается очень узкого сегмента перевозок – как правило, подобные выполняются только в пределах населенных пунктов. Не думаю, что производственные компании скажут, что это новшество изменило их жизнь, но точно сделало ее приятнее. Третье – раньше, чтобы водитель мог приступить к международным перевозкам, ему требовался определенный стаж (не помню точно, какой). Теперь – нет. Определенно, изменение положительное: иногда водителей в переизбытке, а в другой раз очень не хватает. В общем, еще одна приятная мелочь, упрощающая работу. И четвертое: до вступления в силу Декрета №7 в транспортных компаниях, где имеются собственные машины, должен был работать врач или медсестра. Это было обязательно, так как каждый водитель обязывался перед рейсом проходить медицинское обследование. Декрет это требование упразднил. Теперь не нужно держать в штате или на договоре подряда врача: водителям перед дорогой достаточно сделать алкотест: трезвый, значит здоровый. Еще одно приятное новшество для тех, кто имеет отношение к логистике: уменьшили пеню, которая накладывается на компанию в случае недоплаты таможенных пошлин (эта ошибка может быть вызвана вообще чем угодно). Ещё я очень рад, что вернули упрощенку для интернет-магазинов – это стимулирует перевозки. На этом все. В общем – ювелирные поправки, которые мало что изменят: работа улучшится на 2%. К этому Декрету еще бы оптимизацию налогов – вот тогда было бы действительно круто. Налоги у нас по-прежнему космические».

Фото: Уэсли Манн

Изменения в сфере строительства. Комментирует директор компании-застройщика «Вива Капитал» Вадим Тачкин

«Прежде, чем рассказать про новшества в строительной сфере, не могу не сказать о других, не менее важных изменениях, которые привносит в работу субъектов хозяйствования этот Декрет. Презумпция добросовестности – не знаю, насколько данный тезис трансформируется в конкретный подзаконный акт, но важен сам факт определения нового направления во взаимоотношениях между предпринимателями и организациями, контролирующими их деятельность. Далее, саморегулирование бизнеса. В этом мне видится дальнейшее развитие процесса гармонизации законодательных баз стран Таможенного союза. Сфера влияния саморегулирующих организаций после вступления в силу указа будет существенно расширена. По сравнению с контрольно-надзорными функциями профильных министерств и ведомств, такой способ регулирования предпринимательской деятельности я считаю более эффективным. Еще момент: профилактика правонарушений. Основная функция контролирующих органов меняется, вместо наказаний – помощь в устранении выявленных нарушений. Штрафы за допущенные по незнанию или неопытности нарушения являются не самым лучшим стимулом к улучшению качества работы. Дальше – персонализация ответственности руководителя за деятельность возглавляемой им компании. Полагаю, это подтолкнет многих директоров к повышению уровня своей компетенции. Отныне, все ошибки компании – это ошибки её руководителя. Следующее: соразмерность наказания совершенному правонарушению. Чем выше сметная стоимость строящегося объекта, тем больше соблазн оформить максимальный штраф даже за незначительное нарушение. Надеюсь, теперь будет иначе, и за неправильно расположенный на строительной площадке паспорт объекта наказание будет соразмерным. Важно и использование законодателями информационных технологий – проект нормативного акта должен быть представлен на суд общественности в доступной и понятной форме. Все замечания и предложения должны быть рассмотрены и изучены. Только так мы сможем получить действенный норматив, регулирующий ту или иную деятельность. Законы, разработанные без учета мнения практиков, никому не нужны.

Теперь о том, что меняется в сфере строительства. Основополагающим пунктом я бы назвал отмену процедуры закупки для организаций, не использующих при строительстве бюджетные средства. Многолетняя работа Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства на прошла даром. Нас услышали! Обязанность соблюдения процедуры при закупке товаров и услуг коммерческими застройщиками теперь не требуется.

Теперь застройщик сам вправе решать, у кого покупать те или иные материалы: окна, двери и так далее. Раньше мы, застройщики, были вынуждены все эти закупки объявлять торгами, хотя мы заинтересованы купить качественный товар и по выгодной цене.

Сразу замечу, мы не собираемся полностью от торгов отказываться: я как покупатель заинтересован создать конкурентную среду: мне важно, чтобы за мою закупку боролись несколько участников, ведь тогда я смогу найти того, кто поставит мне дешевле и качественнее за короткие сроки. Просто отныне это будет происходить исключительно на мое усмотрение. Странная и непонятная для коммерческих организаций формальность наконец упразднена.

Следующий пункт – единообразие документации, связанной с получением технических условий для осуществления строительства и общий принцип их предоставления. Очень надеюсь, что теперь не придется обивать пороги организаций, отвечающих за обеспечение жилых домов основными ЖК-услугами с просьбами предоставить киловатты или килоджоули нагрузок в обмен на ремонт теплотрассы или замену трансформаторов.

Уведомительный принцип в случае начала строительства. Нет необходимости собирать горы бумаг и предоставлять ранее полученные разрешения, чтобы после государственной экспертизы проектно-сметной документации перейти от бумажной стадии непосредственно к процессу возведения здания или сооружения. Капремонт и реконструкция без получения разрешений местных исполнительных и распорядительных органов – работы по замене коммуникаций в доме с точки зрения сбора документов были практически приравнены к новому строительству. Согласитесь, это не одно и тоже.

Изменение функционального назначения помещений. Очень своевременно! Это позволяет собственнику объекта недвижимости быть более гибким и подстраиваться под рыночную конъюнктуру. Представьте: сегодня на первом этаже дома мастерская, а завтра здесь же может открыться парикмахерская или кафе.

Это все самые глобальные изменения в сфере строительства. Но хочу еще немного сказать про субсидиарную ответственность. Теперь если застройщики, учредители доведут ситуацию до долгостроя – все их коттеджи, джипы и остальное будут автоматически конфискованы. Очень бодрящая норма законодательства. Да и в целом, Декрет вызвал у меня массу положительных эмоций и вселил надежду на то, что государство действительно повернулось лицом к предпринимателям и реально заинтересовано в увеличении числа субъектов хозяйствования, самостоятельно осуществляющих свою деятельность».

Изменения в субсидиарной ответственности бизнесменов и ИП. Комментируют: уравляющий партнер адвокатского бюро VERDICT Желтонога Екатерина и Валентин Галич, партнер VERDICT

«Ключевой документ для либерализации анонсировался в СМИ с весны. И только 23 ноября Президент подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», который его пресс-служба называет ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране. Еще будут приняты другие нормативные акты, а также планируется разработка методических рекомендаций по применению Декрета, которые определят будущую правоприменительную практику. Такой подход законодателя понятен: все правила раскрепощения в один Декрет не включишь. Но вот количество сносок (всего их 33), мягко говоря, удивляет. Такое ощущение, что в конце кто-то решил приглушить безудержную радость целым списком исключений.

Декрет предусматривает принципы взаимодействия государства и бизнеса. В очередной раз были задекларированы принципы добросовестности субъектов хозяйствования, невмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность, открытость и доступность законодательства, соразмерность наказания характеру правонарушения и так далее. Эти принципы содержатся в других нормативных актах и в Директиве президента «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», принятие которой не сильно повлияло на раскрепощение бизнеса. Впервые установлен уведомительный принцип при осуществлении отдельных видов деятельности и необходимости получения лицензии только для осуществления работ, сопряженных с угрозами причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, правам и законным интересам граждан, принцип персонализированной ответственности руководителя субъекта хозяйствования, максимального использования информационных технологий.Фото: Ирина Попова

Для начала – положительные изменения. Декрет ограничивает перечень видов лицензируемой деятельности (например, в производстве пищевой продукции (за исключением производства алкогольной продукции), тары и упаковки, мебели и так далее). И даже необходимость уведомления исполкомов об осуществлении отдельных видов деятельности не омрачает радости.

До 2020 года устанавливается мораторий на введение новых налогов и повышение налоговых ставок. Сейчас такие изменения фактически происходят раз в год при рассмотрении проекта Налогового кодекса. Или в исключительных случаях путем утверждения президентом Декрета, как было с Декретом о тунеядстве.

И сейчас ничто не препятствует издать «Декрет на Декрет» и ввести новые налоги – тут сделана оговорка о том, что повышение налогов возможно с целью адаптации их к инфляционным процессам или в случае заключения Беларусью международного соглашения, предусматривающего такие повышения. Но будем оптимистами!

Субъектам, осуществляющим розничную торговлю через интернет-магазин или размещающим в интернете информацию о таких субъектах, возвращается утраченное в 2016 году право на применение упрощенной системы налогообложения с первого января 2018 года. Говорят, что фарш нельзя повернуть назад. Но в случае с УСН e-commerce отстояли свое право использовать разумную систему налогообложения. Напомним, что с 2018 года лимит валовой выручки будет увеличен и составит для юридических лиц 1 391 800 рублей в год, а для ИП – 1 159 800 рублей в год.

Устанавливается пятилетний срок, по истечении которого взыскание уплаты налогов и иных платежей в бюджет не производится. Однако такое ограничение не распространяется на случаи, когда проверяемый период превышает пять лет. То есть при ликвидации в случае, если субъект не проверялся налоговыми органами с даты регистрации, неуплаченные налоги придется уплатить за весь период деятельности. Декрет затрагивает вопрос внесения изменений в Уголовный кодекс в части максимального отказа от наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений и увеличение крупного и особо крупного размера ущербов, влекущих более строгую ответственность. То есть сами изменения еще впереди, но начало положено. Надеемся, что под «максимальным отказом» законодатель понимает исключение наказания в виде лишения свободы за такие преступления. Надежда умирает последней.

Фото: Михаил Петров

Существенно минимизированы требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений (изложены в виде приложений к Декрету). При этом субъекты обязаны обеспечивать безопасность государственных или общественных интересов, жизни, здоровья, окружающей среды, не нарушать права и законные интересы граждан. Не подлежат применению нормативные правовые акты СССР и БССР. Это удивительно, но в отсутствие актуального законодательства зачастую приходилось обращаться к уже морально устаревшим актам советской эпохи. И, поверьте, никакой ностальгии при этом мы не испытывали. Юридические лица вправе не использовать печать. Справедливости ради отметим, что закон на самом деле требовал проставления печати далеко не на всех документах. К ним можно отнести доверенность и двойное складское свидетельство. При этом отсутствие в договоре печати при наличии подписи уполномоченного лица не означало его незаключенность.

Теперь переходим к условно положительным изменениям. Разрешено использовать гараж для ремонта транспортных средств без согласия членов ГСК. Вряд ли эта норма сильно обрадует членов ГСК, использующих свои гаражи по прямому назначению.

Изменены основания привлечения к субсидиарной ответственности руководителя, учредителей юрлица, признанного банкротом. С принятием Декрета суд сможет вынести такое решение, только если банкротство вызвано умышленными действиями таких лиц. Т.е. нельзя будет привлечь к ответственности директора, который не смог погасить кредиторскую задолженность, не реструктуризировал долги, не обеспечил надлежащий контроль за деятельностью юрлица и получение им прибыли. Собственникам бизнеса больше не будут вменять то, что они не предоставили своим компаниям займы в размере, равном требованию кредиторов, или не провели годовое собрание и не утвердили отчетность.

Тем не менее, для полного счастья не хватает решения многих других проблем. В настоящий момент судебная практика сложилась таким образом, что управляющие по делам о банкротстве не самостоятельны в принятии решений о подаче иска в суд к директору и/или участникам. Даже если управляющий не видит оснований для привлечения этих лиц к субсидиарной ответственности, то суд в 99 случаев из 100 заставит его это сделать своим определением, а потом примерно в таком же количестве случаев удовлетворит иск и привлечет ответчиков к субсидиарной ответственности на тысячи рублей. Существенные размеры государственной пошлины фактически лишаю права на оспаривание судебных решений. При этом получение такого решения проблему кредитора не решает. Как следует из статистики, исполняемость решений по таким категориям дел примерно равна одному проценту. И это далеко не все проблемы, связанные с институтом субсидиарной ответственности в Беларуси.

Фото: Pau Buscató

Есть там и изменения, не связанные с либерализацией. Введена ответственность за непринятие руководителем юрлица мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления. Такое правонарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин. Настораживает то, что понятиями государственных или общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан охватывается колоссальный объем правоотношений, практически любое нарушение может повлечь наложение штрафа. Например, нарушение срока выполнения заказа по ремонту обуви или плохое обслуживание в ресторане. При этом к ответственности будет привлечен именно руководитель, а не юридическое лицо. Непонятно, каким образом эта норма Декрета должна раскрепостить бизнес.

Хотя в целом мы положительно оцениваем принятый Декрет. В отличие от Директивы №4, большинство норм Декрета не носят декларативный характер, а устанавливают конкретные правила и снимают конкретные ограничения, существовавшие для бизнеса раньше. Ожидаемые методические рекомендации должны скорректировать правоприменительную практику в сторону большей либерализации. Но очевидно, что либерализация в Беларуси идет рука об руку с дополнительной ответственностью и пряника без кнута пока для беларуского бизнеса не будет».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Стаут на грани фантастики. Почему в Беларуси нереально быть успешным крафтовым пивоваром

Деньги • Ольга Родионова

2017 год. В Беларуси трудно всем: огромные заводы выпускают конвейеры продукции, которую потом не могут реализовать, а частные продуктовые бизнесы пока скованы законодательством и не могут продаваться на полную мощность. На рынке крафтового пива всё еще сложнее, потому что он зажат тисками алкогольных правил. Основатели BeerCap рассказали KYKY о кошмарах беларуского пивовара и о том, почему их работа пока больше напоминает волонтерство.