«У многих нет работы – поэтому они спиваются». Как бизнес-леди учат женщин в ЛТП новой профессии и любви к себе

Герои • Екатерина Ажгирей
Выбираться из зоны комфорта порой полезно – просто чтобы увидеть, как живут другие люди, и вдруг понять, что ты сам можешь им помочь. KYKY рассказывает историю двух женщин – Светланы Наймитенко и Елены Бурак – которые однажды решили помогать женщинам бороться с алкоголизмом и учиться парикмахерскому делу. Наши героини уверены: отсутствие профессии – одна из главных причин, почему они впадают в зависимость и не хотят из нее выбираться.

Первые лечебно-трудовые профилактории появились еще в СССР в 1967 году. По сути, это мини-городки, где в принудительную изоляцию отправлялись люди с алкогольной и наркозависимостью. Здесь «постояльцы» могли начать работать, избавиться от зависимости и получить шанс вернуться в социум «новыми». В Беларуси эта практика осталась – сейчас через стены восьми ЛТП проходят больше семи тысяч человек за год. Есть и сугубо женские «пансионы», одному из них – ЛТП №3 в Слуцком районе – несколько месяцев оказывает помощь Белорусское Общество Красного Креста. Волонтерами этой организации стали две успешные бизнеследи: Cветлана Наймитенко – руководитель Школы имиджа ImageRRO, и Елена Бурак – директор студии красоты ЛяКулисс. Они решили помочь женщинам получить новую для них профессию парикмахера – и шанс на реально новую жизнь. Аналогов их инициативе в Беларуси больше нет, Общество Красного Креста и руководство Слуцкого женского ЛТП поддерживают проект, а мы спрашиваем у его создательниц, каково это – помогать женщинам вспомнить, что у них может быть профессия, нормальные отношения с семьей и качественно иная жизнь.

Занятия по парикмахерскому мастерству проходят два раза в месяц по субботам в обычном помещении на территории ЛТП. Елена и Светлана показывают ученицам всё с азов: отрабатывают движения, разбирают волосы по зонам, делают проборы и готовят друг друга к стрижке и окрашиванию, которые будут проводить сами. «Экзамен» у них будет в августе. После годового курса женщины получат настоящий сертификат и возможность работать парикмахерами.

«У многих женщин в ЛТП нет профессии, которая бы их кормила, – из-за этого они спиваются»

KYKY: Елена, Светлана, расскажите, как появилась ваша инициатива?

Елена Бурак: В жизни не бывает случайностей. Одна из моих клиенток, Ольга Мычко, которая является генеральным секретарем Белорусского Общества Красного Креста, однажды предложила мне съездить в женское ЛТП, посмотреть оборудование и инструменты в местной парикмахерской. Надо сказать, что БОКК проводит в этом ЛТП свои благотворительные мероприятия. Перед тем, как ехать, я села и подумала: для чего-то же эта ситуация нужна мне в жизни – не каждого встречного зовут в такие закрытые места!

И вот, мы на месте. Зима, холодно, неуютно. Я старалась просто быть там, не пускаясь в оценку, прочувствовать атмосферу, раствориться и понять, что вокруг происходит. До этого посещения у меня было стереотипное отношение к пьющим людям – знаете, как все люди у нас к этому относятся. Но оно полностью поменялось. Я приехала домой в очень сложном состоянии: пошла в душ, поспала и поняла, что у меня есть инструмент, которым я могу помочь – это моя профессия. Ведь она дает возможность соприкоснуться с красотой. И у меня возникла идея: почему бы не поделиться своими знаниями и опытом с женщинами, которым нужна поддержка. Так родился проект по обучению парикмахерскому искусству, которому мы дали название «Селена». Нам пошли навстречу и Департамент исполнения наказаний, и руководство Общества Красного Креста, и начальник Слуцкого ЛТП. Огромную заинтересованность мы встретили от начальника ЛТП-3 Алеси Горбель. Наш курс рассчитан на один год, особое внимание мы уделяем практическим навыкам. Ведь у многих женщин в ЛТП-3 нет профессии, которая бы их кормила, – именно из-за этого они спиваются.

KYKY: Не было ли страшно браться за дело и помощь людям, которых в обществе принято избегать?

Светлана Наймитенко: Наша идея – помочь женщинам, которые по воле судьбы остались «за бортом». Научить их всему, чему учим клиенток, которые имеют возможность прийти в Школу имиджа. Во-первых, быть собой, ухаживать за своим телом, быть красивыми, а также показать новые возможности и дать смысл жизни – я думаю, можно так сказать. Во-вторых, дать им надежду на лучшую жизнь, где есть цели, человеческое достоинство и вера в завтрашний день.

Kim Whanki

Елена: Наша цель – показать, что в жизни есть ещё что-то, кроме бутылки. И что никогда не поздно начинать все сначала. Страшно не было. Просто ты смотришь на них, и у тебя огромная боль появляется, как от женщины к женщине. Ты пропитываешься ими и понимаешь, что они сюда попали не просто так, а через боль и страдания. А ведь путь женщины – создавать красоту вокруг себя. И профессия парикмахера может дать им эту возможность.

Все они красивы, адекватны, но им просто не хватает смысла в жизни и реализованности. И профессия может дать им это. У нас прошло уже пять занятий, и результаты уже есть.

«На старте было 12 человек, две женщины ушли сами, потому что поняли, что это не их»

KYKY: Обычно в определенные социальные проекты включены люди, у которых личная история связана с этой болью. Например, после смерти жены Константин Хабенский основал свой благотворительный фонд. Была ли у вас история, связанная с зависимостями, алкоголизмом? Почему для вас важны эти женщины?

Елена: У меня, наверное, нет. Хотя, моя мама развелась с папой, и рассказывала, что он пил. Но я этого не помню, так как была совсем маленькая. Это даже больше говорили соседи.

Светлана: В моей семье пила моя тетя. Она была очень привязана ко мне и везде с собой брала. Она была прекрасным веселым человеком – душа компании, как любят говорить. Но когда собиралась компания, на столе, как правило, появлялась бутылка. И так постепенно потерялась грань, несмотря на интеллектуальные беседы, стоящие за всем этим. Она умерла, когда ей было около 50 лет. Никакая семья такое не забудет,  это огромная трагедия.

KYKY: Почему женщины начинают пить? Можно ли проследить какую-то причинно-следственную цепочку на примере ваших учениц?

Светлана: У всех женщин разная предрасположенность. Если говорить про мою тетю – она была открытая и душевная, и как-то само собой все вышло на уровень алкоголизма. У женщин, с которыми мы работаем, это скорее безысходность. У одной из них умер муж, она осталась одна с пятью детьми в маленьком городке. Просто не знала, что делать, – и нашла вот такой для себя выход. Для нее ЛТП-3 – это «санаторий», в котором она может избежать семейных и бытовых проблем, хотя бы на какое-то время. Есть женщина, которая начала пить от перегрузки на работе, чтобы расслабиться и перевести дух. Работая без выходных и отпусков в течение длительного времени, она перегорела и безумно устала. Спасение от депрессии она нашла в алкоголе.

Елена: Нехватка работы – очень большая проблема. Многие из женщин раньше хотели научиться парикмахерскому делу, но не было такой возможности. Одна девочка работает санитаркой, кто-то подметает дворы. Есть две женщины с высшим образованием, которые любят читать и рефлексировать.

KYKY: Как проходили первые занятия, знакомство?

Светлана: Сначала мы приехали на знакомство, где сидели за столом перед собравшимися женщинами, как в президиуме. Для них это было как развлечение: приехали какие-то чудики, что-то рассказывают. Из всех желающих отобрали 25 человек, после было собеседование. С каждой из женщин мы поговорили, с нами был психолог и три человека из БОКК: заместитель генерального секретаря Романия Скоморошко и волонтеры Роман и Анастасия. Мы сразу почувствовали, у кого в нашей профессии хоть что-то может получиться и кто реально хочет воспользоваться данной им возможностью.

Kim Whanki

Елена: Сейчас мы обучаем 10 человек. С каждым последующим занятием появляется все большая заинтересованность в профессии. Домашние задания они выполняют и помогают тем, кто справляется хуже. В общем, стараемся все вместе делать свою работу эффективно. На старте проекта было 12 человек, две женщины ушли сами, потому что поняли, что это не их. У меня есть определенное имя в этой сфере, и моих учеников в Минске с радостью берут в любой салон. Поэтому и этих женщин я пытаюсь обучать строго и конкретно, чтобы они могли делать своё дело изящно.

«Мы много беседуем с ними, чтобы они вышли из позиции жертвы обстоятельств»

KYKY: Эти женщины дают вам заряд, или были ситуации, когда руки совсем опускались?

Светлана: Сначала у меня была эйфория, что я могу быть полезной. Помочь людям выкарабкаться из страшной истории… Это очень окрыляло. На третьем занятии я ощутила существующую реальность и поняла всю важность проекта для меня лично. Я почувствовала себя человеком, нужным и помогающим.

Елена: Эйфории у меня не было никогда. Мне кажется, я даже запугивала Свету перед первой поездкой. Но она так и не испугалась (смеётся).

Светлана: Я смотрю на этих женщин не как на людей потерянных, а как на своих подруг. Во времена учебы в швейном колледже, уже имея высшее образование, я много контактировала с «плохими девочками». Они меня не пугали и не вызывали осуждения и отторжения. Были девочки из неблагополучных семей и детских домов. Я всегда находила с ними общий язык, да и в юности сама была не идеальным подростком. Область работы именно с такими людьми – та сфера, где я могу быть полезной. Может быть, в прошлой жизни я была пьющей женщиной, не знаю.

Елена: У меня никогда не было ментального барьера. За этой алкогольной маской скрываются во многом добрые и ранимые люди. Многие из них вообще лучшие из людей, как мне кажется.

KYKY: В своем проекте вы ведь больше психологи, чем просто парикмахеры. Чему вы в первую очередь обучаете женщин?

Светлана: Конечно, не только как правильно держать ножницы в руках. Незнание себя и неумение опереться на свои сильные стороны – вот самая большая проблема. Этому ведь не учат в школах. Те, до кого мы можем достучаться, – и слушательницы в моей Школе, и женщины в ЛТП-3 – учатся этому в первую очередь.

KYKY: Есть ли результаты и какие из них уже очевидны?

Светлана: Они научились прикасаться друг к другу! Тактильность – для женщин это очень важно! Нам всем часто не хватает физического контакта. После того, как они стали причесывать друг друга, проводить другие манипуляции с волосами соседки, женщины уже не могут враждовать: они стали друг другу помогать и дружить, а до этого каждая была сама по себе.

Kim Whanki

Елена: Нам очень приятно было узнать, что девочки попросили повесить в комнате зеркало во весь рост, что они хотят и будут за собой следить. Я на наших учениц смотрю с большой любовью: как на детей, которых по-настоящему начинает увлекать то, чем они занимаются. Прошу, чтобы они друг друга поддерживали и помогали с домашними заданиями.

KYKY: Как вы думаете, многие ли из них действительно готовы взять на себя ответственность и изменить привычный ход жизни?

Светлана: Мы ведь много беседуем с ними, чтобы они вышли из позиции жертвы обстоятельств. Мол, жизнь обошлась со мной жестоко, поэтому кормите меня, поите, я здесь как в пионерском лагере. Мы учим их осознанности. Многие из наших подопечных имеют потенциал взять ответственность за свою жизнь на себя. Большинство женщин (мы их цветотестировали при помощи моей авторской разработки – она дает возможность определить тип восприятия человеком окружающего мира) имеют красный цвет. Это говорит о потенциальном лидерстве, целеустремленности, умении повести других за собой. Но если эти качества не развивать, появляется ощущение несправедливости окружающего мира и желания отгородиться от всех. Отсюда и искусственный выход в иллюзорное состояние при помощи алкоголя.

Елена: Все эти женщины – сильные. Одна из них убила мужчину, который изнасиловал её маленького сына. Истории дикие. Но за всеми ними кроется безысходность, непонимание себя и своей жизни, а также невозможность самореализации.

KYKY: Всем ли из этих женщин можно помочь?

Елена: Есть в ЛТП-3 взрослые женщины и бабушки, которым мы помочь уже не в силах. Существует точка невозврата. Мы работаем с теми, кто до этой точки не дошел.

«Проекту сейчас нужна любая помощь»

KYKY: Как к проекту отнеслись ваши близкие?

Елена: Мой муж только знает, что по субботам я где-то пропадаю и кому-то помогаю. Но кому конкретно, я не говорила.

Светлана: Я не так давно рассказала своим об этом. Мои родители, сестра и дети поддерживают меня. Муж был несколько удивлен, но после многих вопросов, которые он задал мне в связи с проектом, он понял мотивы моей деятельности.

KYKY: Есть ли у проекта спонсор и как вы планируете его развивать?

Елена: Это социальный проект, он только «родился». Поэтому нужна любая помощь. Часть парикмахерского инструмента я купила за свои сбережения. Сейчас остро нуждаемся в двухсторонних передвижных парикмахерских местах с зеркалами и в фенах.

Понимаете, мы живем каждый в своем мирке. Общаемся с определенным кругом людей. Ходим в определенные магазины. Изо дня в день одной и той же определенной дорогой едем на работу и домой. За своими заботами и проблемами не замечаем, что есть другие жизни. А когда окунаешься вот в такой срез, многое меняется в сознании. И если тебе дана возможность помочь, то почему бы и не сделать это. Ведь это наши сестры, тети, мамы, которых ждут их дети. А дети всегда любят и ждут своих мам, какими бы они ни были.

Kim Whanki

В одной из девочек я увидела себя, когда мне было лет 20. Только я не употребляла алкоголь. Но у неё по-другому сложились обстоятельства. И я свою жизнь переоценила: отношения с мамой, с мужем… Я очень много открытий для себя сделала и благодарна этим девочкам.

Светлана: Как можно говорить о безусловной любви и принятии мира, если ты его весь не знаешь? А видишь только кусочки вокруг себя? Я благодаря проекту в ЛТП для себя очень многое открыла. Мир очень разнообразный, в нем радость и горе, любовь и боль. Но самое главное, что в нем есть место надежде и вере.

Способы поддержать проект: 1. С помощью кнопки «пожертвовать» на сайте Красного Креста. 2. С помощью системы ЕРИП: «Платежи ЕРИП – Благотворительность –
Помощь детям, взрослым – Белорусский Красный Крест – Секретариат Красного Креста – Благотворительный взнос – код акции 9038.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Подруги просят, чтобы я им на снимке шмот прифотошопил». Монолог современного подростка

Герои • Настя Рогатко

«Ты любишь своих кукол и воздушные шары, но в десять ровно мама ждёт тебя домой», – пел в 1982 году Цой в своей культовой песне «Восьмиклассница». Сейчас перед нами абсолютно реальный 15-летний Данила, и он только что окончил восьмой класс средней школы Минска. Мы задали ему вопросы про моду, кумиров, школу, друзей и будущее – и получили ответы про брендовый шмот, проблемных учителей и подростковые отношения.