Хватит строить в Минске здания-бомжи

Культ • Александра Боярина
«Авторы, плодящие бомжей, ссылаются на опыт, документы и обстоятельства. Но у них нет причины проектировать это, кроме одной – своей несостоятельности», - архитектурный критик Александра Боярина, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды в БНТУ объясняет, почему каждое новое здание в Минске вызывает негодование и скорбь, и приводит конкретные примеры того, как должна выглядеть городская архитектура.

Что означает загадочное выражение «строить современно» и почему сегодня архитектор со всем доступным ему арсеналом продвинутых средств и материалов может создать очевидно НЕ современную архитектуру? Более того, мы можем стоять перед зданием с немым вопросом «что это» и так и не найти подходящих слов. Немного истории. Перед нами готический храм. Это здание построено по законам и принципам своего времени. Построено именно в то время, когда готика властвовала над умами. Можно сказать, что здание рождено в эпоху готики:

Или возьмем, например, памятник барокко. Это здание рождено в эпоху барокко и одето соответствующе:

Конструктивизм, модерн - разные эпохи подарили нам множество шедевров. Архитектурные стили сменяли друг друга, причем каждый из стилей был новым по отношению к предыдущему, часто революционен. Здания, построенные вне ведущего стиля, канули в небытие. Они были снесены, реконструированы и, что показательно, с самого рождения были отмечены печатью морального износа. Но период постройки важен. Аутентичная архитектура – наиболее значимая культурная ценность.

Культурные ценности Беларуси


У нас не всегда была возможность сохранения архитектурного наследия. Мы в который раз восстанавливаем наши ценности по крупицам после войн, в которых оказались случайными участниками. А нам было, чем гордиться! Напомню, второй в мире и первый в Восточной Европе храм в стиле барокко был построен в Несвиже.
Однако, как бы ни обстояло дело с историческими стилями, у нас нет причин сегодня строить несовременно. У нас нет причин продолжать плодить советскую архитектуру, тем более, что до уровня бюджета тех зданий мы сегодня даже и дотянуться не можем. У нас нет причины строить сегодня этот винегрет из нестройных мыслей и жалких потуг имитации творчества, в результате которых на улицах города появляются здания, для которых невозможно подобрать приличных слов, здания без адреса, беспризорники от архитектуры - здания-бомжи!

Далеко за примерами ходить не надо. Комплекс с паркингом на Немиге. Одни элементы отсылают в XIX век, вторые - в середину XX, а третьи говорят о том, что здание родилось только что.

Пропорции, композиция, образ вызывают лишь недоумение. Перед нами бомж, одетый в чужие вещи - рубашка своя, пальто прадедушки, шапка папина. Все разных размеров. А самое современное из фрагментов устарело еще до своего появления тут.

Архитектура без адреса – наша национальная трагедия. Здания-бомжи продолжают расти на улицах столицы. Авторы, плодящие бомжей, прячутся за красивыми словами, ссылаются на опыт, на документы и на обстоятельства. Но у них нет причины проектировать это, кроме одной – своей несостоятельности.

Как проектировать современное здание


Если мы говорим о центре и восстановлении исторической застройки, то архитектор обязан с дотошностью образцового зануды собрать и воссоздать все то старое до единого фрагмента, до крупицы. Свое личное мнение, свои амбиции архитектор обязан оставить при себе. Наша история, наше национальное архитектурное наследие – это амбиции всей нации, а не одного человека. Если мы говорим о современной застройке, то есть обо всей, которая не призвана восстанавливать здания 10-го, 16-го века или начала 20 века, то принцип действий может быть только один – проектируйте современно. Сразу возникает вопрос. Как современная архитектура впишется в исторический контекст, если вдруг она окажется не в новом районе города, а в границах исторического центра? И на этот, казалось бы, сложный вопрос, уже давно существует ответ. Гданьск.

Новые материалы и технологии, плюс учет этажности, пропорций и членения фасадов дают необходимый результат. Довольно банальные и доступные методы проектирования.

Барселона. И амбиции автора удовлетворены, и нет намека на наши эмоции негодования, появляющиеся от лицезрения свежих минских построек.

Итак, история архитектуры – это последовательность ярких, независимых стилей. Быть современным – значит строить барокко в эпоху барокко и строить модерн в эпоху модерна. И если мы хотим быть современными сегодня, нам надо строить и проектировать не так, как это делали старшие поколения. Растягивать процесс неумелого копирования и компиляции – преступная халатность! Взяться сегодня за проектирование в стиле, ушедшем в историю, равносильно походу на костюмированный бал. В нашем случае, если судить по состоянию финансов, - всего лишь пародия на бал.

Архитектура удивительна, она живет веками. В одном городе мы можем найти рядом стоящие постройки готики, барокко, модерна, конструктивизма и супер-современные здания - все поколения большой архитектурной семьи. Мы видим и прапрапрадедушку, и дедушку, и молодого внучка – длинное архитектурное генеалогическое древо. Логично предположить, что здоровая архитектурная семья в каждую эпоху развития архитектуры будет рожать поколение максимально новое, свежее, современное и, следовательно – честное! Согласитесь, довольно странно рожать сморщенных бабушек в парче и золоте. Какой он, настоящий внук своих предков? Очевидно, он не сядет в кабинете деда, закинув кеды на стол. Не выломает дверь в его кабинет, открыв тем самым вид с дедушкиного рабочего стола на себя, лежащего в кедах на диване. Не станет он и одеваться как дед. Он спокойно будет носить свои кеды и при этом будет вести себя на территории родителей уместно.

Уместность – ключ к современности. Появление монстров и бомжей в историческом центре, нарушение регламентов застройки исторического центра – это хамское поведение молодого поколения по отношению к старшему, это наиболее низкий уровень культуры, который можно себе представить.

Уважение к прошлому, к истории, к предкам может и должно быть выражено через форму в архитектуре. Важно осознать, что уважение к истории не обязывает тебя не носить кеды, но оно обязывает тебя вести себя УМЕСТНО, обязывает тебя искать СВОЕ МЕСТО и оставляет тебе возможности для личностного роста в этом найденном месте. Этика в архитектуре – необходимая часть функционирования здоровой семьи с наличием трех и более поколений. Листья и цветы, как результат роста генеалогического древа, не могут вырасти на каком-либо другом дереве, они должны вырасти конкретно из нашего дерева, из ствола и веток, созданных нашими родителями и прародителями.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Почему художники ненавидят деньги

Культ • Дмитрий Мелеховец

Художник должен быть голодным. Это утверждение легче всего проверить в Беларуси, где академия искусств каждый год выпускает около сотни молодых художников. Заявить им о себе не легче, чем выиграть в казино: современную живопись ценят в одной с половиной галерее. Два молодых белорусских художника рассказывают о деньгах, судьбе, попсе, гордыне, бытовых проблемах и способах победить реальность.