Что общего между «Ляписами» и Sex Pistols: репортаж с прощального концерта

Культ • Саша Романова
Отважные белорусы с бело-красно-белыми флагами, которые позировали перед камерой, догоняли корреспондента и украдкой интересовались: «А вы наши фото в интернет не выложите?» — последний концерт «Ляписов» состоялся. Стейдждайвинг, заклики и слэм привели редакцию к выводу, что белорусская легенда «Ляпис Трубецкой» похожа на британских Sex Pistols — группу, просуществовавшую чуть больше двух лет, запомнившуюся запрещенными концертами (чаще всего из-за потасовок фанатов) и вошедшую в зал славы рок-н-ролла.

Отважные белорусы с бело-красно-белыми флагами, которые позировали перед камерой, догоняли корреспондента и украдкой интересовались: «А вы наши фото в интернет не выложите?» — последний концерт «Ляписов» состоялся. Стейдждайвинг, заклики и слэм привели редакцию к выводу, что белорусская легенда «Ляпис Трубецкой» похожа на британских Sex Pistols — группу, просуществовавшую чуть больше двух лет, запомнившуюся запрещенными концертами (чаще всего из-за потасовок фанатов) и вошедшую в зал славы рок-н-ролла.

Трешовость концертной площадки бросалась в глаза каждому, кто входил на задворки «Лофта». Прощальный концерт «Ляписов» состоялся не на большой арене, а в скромном вильнюсском клубе. По всем законам панка, здесь были лужи, граффити, разбитый автомобиль и сосисочная с разливным пивом. За полтора часа перед сценой занимали позиции фанаты, которые позже будут слэмиться и попадут на все фото.

Литовские парни в черном, охранявшие площадку, не напускали на себя убийственно важного вида. То есть организатор уважал публику и давал проход везде, несмотря на то, что ты мог быть фанатом любой степени трезвости, журналистом или вообще группиз.

По словам работников «Лофта», на концерт было продано около 4,5 тысячи билетов. Добавим к этому еще традиционные полтысячи пригласительных — получим толпу из 5000 человек, зажатую между каменных стен. Половина пришла воевать, другая, как водится, — слушать музыку.

Конечно, не обошлось без разочарований. Целевой аудиторией группы не всегда является субтильный юноша в байке Ruslo и с бело-красно-белым флагом, прикрепленным на древко удочки. Чаще это неприятный, бритый наголо матерщинник, который громко ищет точку продажи разливного пива.

Лиц посетителей, конечно, толком не покажешь. Не принято. Люди, которые позировали перед камерой, догоняли корреспондента KYKY и украдкой, шепотом, интересовались: «А вы наши фото потом в интернет не выложите?»

Когда начался концерт, публика принялась танцевать пого (прыжки вверх на месте) — скорее всего потому, что ничего другого в такой мясорубке танцевать было нельзя. Глядя на движения, которые придумал Сид Вишез на концерте своих кумиров Ramones, пришло в голову, что «Ляпис Трубецкой» — это и есть белорусский Sex Pistols.

Фото: Александр Tarantino Жданович для Budzma.org

Между Михалком и Джонни Ротеном (или тем же Вишезом) общего мало. Нет, за кулисами тусовалась какая-то женщина с энергетикой Нэнси Спанжен, которая говорила: «Пропустите, я жена солиста!» И тем не менее.

Сергей Михалок не убивал куриц, не резал рук и не откусывал мышам головы. Зато он очень красиво ругался матом. «Я должен был умереть еще двадцать лет назад, так хули мне бояться за свой железный зад», — кажется, это лучшее, что когда-либо звучало с литовской сцены клуба «Лофт».

Михалок является проводником энергии протеста, которую толпа воспринимает на ура. Он исповедует рабкоровскую эстетику конца 19 века, которая у большого количества людей, причем, со всей постсоветской территории, вызывает отклик. И рокеров, способных заполнить дыру после «Ляписов», нет. Ближе всего, пожалуй, стоят «Вопли Видоплясова», но они про другое.

Сидячих мест на концерте, разумеется, не было. Повезло тем, кто пробрался на балкончики с баннером туристического агентства. Неплох был и обзор в вип-зоне у колонок.

Вообще, бывает несколько форм протеста. Можно стать героем, поменяв, в первую очередь, себя, во вторую — общество. А можно превратить протест в чистое искусство. Вот это последнее и происходит на концертах группы «Ляпис Трубецкой».

Фото: Александр Tarantino Жданович для Budzma.org

Кажется, фанаты-белорусы сразу после концерта пойдут доказывать, что они не рабы. Но это не так. Никуда не пойдем мы с этими флагами, это просто игра в свержение врага. С другой стороны, есть группы, которые поют песни о любви — разве не имеют права слушать их те, кто не испытывает подобных чувств?

Тот, кому посчастливилось пробраться под самую сцену, должен бы писать заметку «Как выжить в слэме». К счастью, откровенных эксцессов не было. Правда, на выходе дежурила скорая помощь, и за шторкой, закрывающей окна, было видно, как хирург делает кому-то искусственный массаж сердца. 

Утром в поезде Вильнюс-Минск, разумеется, флагов на плечах ни у кого не было. Разве что рингтоны — у одного из пассажиров раз пять включалась «Не быць скотам». Присутствующие в вагоне понимающе переглядывались. Сама группа «Ляпис Трубецкой» должна исчезнуть или же трансформироваться во что-то иное уже 1 сентября.

 



Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сколько людей убила племянница князя ВКЛ

Культ • Николай Янкойть

«Не нужно быть ни математиком, ни биологом, чтобы прикинуть, что 650 тел на еженедельные ванны из крови не хватит. К тому же документы, связанные с делом графини, а также „кровавый дневник“, в котором она подробно описывала свои забавы, были уничтожены». Ровно четыреста лет назад 21 августа 1614 года в собственном замке скончалась кровавая графиня Елизавета Батори. Связь с Беларусью графиня имеет, пусть посредственную: ее дядя Стефан Баторий был князем ВКЛ. Николай Янкойть рассказывает, что можно почитать, посмотреть и послушать, если вас вдохновляют кровь, интриги, вампиры, похищения и очень жестокие женщины.