Пост дня. Советкий строй был настолько «хорош», что дети-инвалиды даже не рождались

Екатерина Синюк
Самая сильная и страшная история недели – репортаж проекта «Имена» про детский дом, где живут не просто сироты, от которых отказались родители. Это дети с недостатком массы. Им нужно лечебное питание, но из-за несовершенства государственной системы, которая не считает детский дом хосписом, а значит, не выделяет средства на реабилитологов и специальную еду, дети, по сути, умирают от голода. Создатель проекта «Имена» Екатерина Синюк поделилась в Facebook мыслями насчет благотворительности.

На конференции «Деловой интернет» мне задали важный вопрос о том, как культура благотворительности связана с созданием новой социальной системы внутри Беларуси. Я ждала выхода этого материала, чтобы ответить на вопрос более полно.

Приведу для начала несколько ключевых цитат из статьи.

- Как-то Ваню госпитализировали, а потом сделали УЗИ. У него желудок был знаете, где? В малом тазу. А почему? Потому что большие объемы пищи, которые мы даем, растягивают желудок.

- О том, что в Минске есть такое место, где полсотни маленьких и взрослых сирот никак не могут набрать вес, и при этом многие из них странным образом изогнуты (и вовсе не только из-за болезней, с которыми родились), мы, наверное, могли бы никогда не узнать. Это учреждение находится на такой окраине Минска (Выготского, 16, неподалеку от МКАДа), что среднестатистический горожанин в эти края вряд ли вообще когда-нибудь попадал.

- Была тогда у нас Ленка, худая, билась головой об стол и об стены. У нее даже были синяки. Так вот, когда мы начали давать ей это питание, она успокоилась. Получается, она голодная была… А тут ей просто стали давать то, что было нужно. На тот момент ей было семь или восемь лет. Умерла Ленка в прошлом году. У нее были проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Врач показывает худую девочку. Это Юля, 20 лет, вес — 11,5 кг. Фото: Александр Васюкович, Имена

В такие жестокости просто невозможно поверить, но вот как объясняет их директор интерната, и с ним, собственно, сложно не согласиться:

- Почему мы восхищаемся немецкой, шведской, французской системой социальной защиты? Самому старому учреждению в Германии — 250 лет. В Швеции подобным учреждениям по 300 лет. Они шли к этому постепенно. Из поколения в поколение. А у нас не было инвалидов вообще в Советском Союзе. Коммунистическое общество было настолько «хорошим», что дети-инвалиды даже не рождались…

Я не знаю, как именно шли поколения в этих странах к тому, чтобы система социальной защиты стала людей действительно защищать. Да, многое должны делать власти, а не только простые люди. Но строительство любой системы связано с активными действиями самых разных людей. Иного выхода, кроме как быть активными самим, мне кажется, просто нет.

«Имена» рассказывают о проблемах, и нам важно, чтобы люди переводили деньги в социальные проекты осознанно, понимая проблему, которую они этим решают, а не руководствуясь только эмоциями. Мы на это очень рассчитываем. Именно на осознанность. На то, чтобы системная поддержка появлялась там, где ее долгие годы не было. Мне кажется, только с осознанности и могут начаться перемены. И только потом мы все сможем переходить к еще более масштабным изменениям.

Вывод мой таков: перед тем, как замахиваться на глобальные перемены в системе соцзащиты Беларуси, надо, чтобы как можно большему количеству людей в обществе стало жизненно важно хотя бы одно. То, чтобы другие люди рядом с ними жили хорошо.

Или хотя бы просто – нормально жили. Чтобы участие в таких проектах стало для них самих нормальным. Для нас, для других СМИ, для людей, не связанных со СМИ. Для всех.

Никита, 19 лет, вес — 13,8 кг. Фото: Александр Васюкович, Имена

Сегодня всё зависит только от нас с вами. Просто поймите это, пожалуйста. Зависит и то, будут ли дети эти в порядке не только сегодня, но завтра, через год, через пять и десять лет. Зависит и то, какой будет власть по отношению к людям.

Власть, которая сегодня отвечает за любые виды систем в стране, начнет меняться и слушать людей только тогда, когда самих людей начнет интересовать что-то большее, чем чья-то задница на фоне Площади Победы, которую в лентах новостей обсуждали несколько дней подряд. Ведь почему мы ноем, что годами не меняется та или иная система? Потому что пассивных людей слушать никто и никогда не будет.

Спасибо большое всем, кто откликается! Я верю, что мы с вами на правильном пути.

Читать: «В 27 лет Артем весит как трехлетний ребенок». Почему полсотни сирот в минском интернате не могут набрать вес?»

Помочь проекту «Питание – жизнь» можно следующим образом:

- Через платформу Talaka.by, выбрав сумму поддержки на странице проекта;

- Через ЕРИП: Система «Расчет» (ЕРИП) > Финансовые услуги > Электронные деньги > Пополнение эл. кошелька > Пополнение эл. кошелька belqi > Номер кошелька: 30892405;

- Через внебюджетный счет интерната. В интернет-банкинге выбираете Произвольные платежи — УНП получателя 600302128 — Получатель: ГУ «Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» - № счета 3632000001103 — код банка 603 — назначение платежа «на энтеральное питание».

- Через WebMoney: Z117599189005 — для переводов в долларах США, R302046482440 — для переводов в российских рублях, E747240879902 — для переводов в евро.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter